Войти в кабинет Оплата Доставка Где мой заказ?
Помощь
Звоните нам, мы поможем:
8 (495) 505-63-21
8 (910) 427-06-52
Также постоянно работает
Онлайн-консультант
ICQ: 492983505
Skype: kombik.com
E-mail: shop@kombik.com


ГлавнаяСтатьиГитарное дерево
Получай купоны и скидки

Подпишись на эксклюзивные обзоры и интересные статьи, узнавай о новинках первым.

Гитарное дерево

16 марта 2011
Выбирая гитару, особое внимание обращайте на дерево корпуса – его порода может многое сказать о звучании инструмента в целом. Хотя гриф и накладка играют, безусловно, очень важную роль в звукообразовании, и им можно посвятить отдельную статью, всё же основа инструмента – его корпус, ведь именно он превращает механические колебания струны в бесчисленное множество частот и обертонов. Поэтому самое важное свойство древесины – его звучание, и нужно уметь разбираться во всех нюансах. Давайте рассмотрим четыре основные породы древесины для корпуса.

Липа (basswood)

Дерево гитары Липа – нетяжёлая древесина с однородной текстурой, материал для большинства гитар среднего уровня. Будучи относительно дешёвым и легко доступным материалом, липа по своим акустическим свойствам является прекрасной заменой такому “гитарному” дереву, как ольха. Мягкость липы влияет на тембр инструмента и его долговечность. Небольшой резонанс древесины несколько приглушает высокие частоты, звук становится теплее, плотнее в середине – это придаёт звучанию “мяса”, которое многим так нравится. Вес липы также выручает в случае установки на гитару тяжелого железа типа Floyd Rose. Типичная проблема мягкой древесины – сорванная резьба (решить это можно вставив зубочистку в разболтанное отверстие) или трещина. Поэтому в продаже редко встретишь липу в чистом виде (ещё и из-за невзрачной текстуры), обычно инструмент покрывают слоем полиуретана. Из известных мне гитар, липовый корпус стоит у Schecter Damien и большинства Ibanez серии RG.

На интернет-форумах ведутся жаркие споры о пригодности липы, но, в конце концов, мнения сходятся – всё зависит от навыка, слуха и размера кошелька. Звучание готового инструмента во всём зависит от человека, который его создал. Вот вам пример: один известный гитарных дел мастер Боб Бенедетто однажды взял да и сделал из первого попавшегося куска сосны archtop. Несмотря на всевозможные сучки и изъяны, “Сучковатая сосна”, как её прозвали, звучала не хуже остальных шедевров Бендетто! Так что если вы не располагаете достаточными средствами, берите бюджетную модель проверенного производителя – они знают, что делают.

Гитарная древесинаОльха (alder)

Этот материал был излюбленным у производителей Fender в конце 50х – начале 60х. Так что если вы хотите себе Страт, неважно, Standard Stratocaster или Clapton Signature, корпус его будет, скорее всего, ольховым. Эту породу выбирают за небольшой вес и отличный звуковой баланс, хотя материал довольно мягкий. Уступая в звучности ясеню, ольха предпочтительнее липы на всём диапазоне частот. Вихревая текстура с красивыми мелкими порами отлично выглядит в любом конечном варианте – от винтажного нитроцеллюлозного покрытия до одноцветного полиуретанового. Насыщенность и чёткость – вот определяющие акустические свойства ольхи, что делает её прекрасным материалом и для бас-гитар. В общем, в ней есть всё, что необходимо гитарной древесине– акустика, равномерность звучания и универсальность.

Болотный ясень (swamp ash)

Разновидность ясеня, болотный ясень – легкое дерево с открытыми волокнами и большими порами, произрастает в болотистых местностях на юге США. Особенность дерева, растущего в столько влажных условиях, в том, что его древесина состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец. В результате дерево обладает отличной акустикой с широким динамическим диапазоном, а верхние частоты настолько выражены и чисты, что их прозвали “колокольными”. Известно, что одни из своих лучших телекастеров Fender произвёл в 50х годах именно из ясеня. Необыкновенная лёгкость материала придаёт этому определённо гитарному дереву певучести и звучности. Болотный ясень прекрасно звучит на всём диапазоне, включая глубокие басы, сочетая теплоту и резкость звучания.

Северный ясень (или просто ясень)

Это – более плотная и тяжёлая порода. Сустейн и даже звонкость у этого ясеня выше. Однако используют его реже из-за большого веса. Стоит упомянуть, что звучание корпуса сильно зависит от конкретно взятой заготовки, как у ясеня, так и у всех остальных гитарных пород. Главная причина тому в их широком видовом разнообразии по всему свету. Например, попадаются тяжелые гитары из болотного ясеня и совершенно глухие модели из обычно певучей ольхи. Так что, из какого бы материала не был сделан инструмент, обязательно поиграйте на нём перед покупкой.

Гитарное деревоКрасное дерево (mahogany):

Махогани тяжелее ясеня и ольхи. Открытостью пор древесины и равномерностью текстуры эта порода схожа с ясенем. А благодаря большей плотности, древесина хорошо звучит на всех высотах – чёткие низы, плотные средние частоты и полный, яркий звук наверху. Ноты острее, но менее выразительны, а вес древесины даёт очень длительный сустейн. Если сравнить неподключенные Les Paul и Stratocoaster, то у первого густой, глубокий звук, у второго же– невыразительный и плоский. Если бы не кленовый топ, Les Paul звучал бы ещё глубже. Её основная цель – не придание благородности внешнему виду (что, конечно, тоже важно), а придание звучанию большей резкости благодаря твердости клёна. Поэтому SG, корпус которой целиком из красного дерева, звучит более плотно, не так звонко. Тому ещё способствует тонкость корпуса и его особая форма.

Как и ясень, махогани распространён на планете, существует африканский махогани, гондурасский (называют ещё подлинным махогани), низкого качества филиппинский, который собственно, к махогани вообще не имеет отношения – звучит он гораздо хуже, древесина намного мягче и легче. На ударной установке среднего класса всё дерево будет именно из этого “махогани”. Поэтому при возможности всегда узнавайте, откуда привезена древесина, иначе купите себе очередную лопату.

Есть ещё много пригодных для гитарного дела пород, например гавайская коа, орех, палисандр и другие, но чаще всего используют именно эти четыре. Да, сложно при выборе гитары держать в голове все нюансы не только дерева, но и звучков, электроники и прочего, прочего… Начните с простейшего – веса гитары. Звук махогани многим по нраву, но сможете ли вы таскать всё выступление этого пятикилограммового монстра? К тому же не всё зависит от дерева – многое от того, что на нём стоит. Всегда выбирайте гитару по звуку и удобству, остальное не так важно. Тем для разбора ещё очень много, так что до новых встреч!

(с) Максим Иванов, KOMBIK.COM

Коментарии

Добавить коментарий к статье

а овангкол как же?

Pavel 27.11.13

А я читал где-то, что из тополя очень хорошие гитары делают. Естественно не из нашего тополя что под онами растёт, а из американского. У Паркер есть несколько моделей из такого тополя. Нельзя сказать, что инструменты говно. И по стоимости тополь не дешевле топовых гитарных пород.

Моо Фок 29.05.13

ещё могу добавить ко всему, исходя из своих экспериментов из всех перечисленных + агатис ламинат пресованные опилки этих же перечисленных в статье пород - это ещё ничего терпимо. Самый мыльный мягкий никуда не пригодный материал ТОПОЛЬ. Какой черт придумал из него гитары делать!?!?

Rio 30.08.12

класс! спасибо за комментарии!

Max Ivanov 30.08.12

Рога у Страта - резонаторы, создающие определенный окрас. А LP имеет маленькой один рог... однако, верхняя часть скругленная без резонирующих элементов отлично отражает звук без ослабления. Это и придает неповторимый звук такой конструкции. Почти во всех гитарах в средней части (примерно между звучками) корпус имеет заужение для концентации колебаний в области звучков. Я просто уверен, что так делают не только для того, чтобы на ноге держалась и в ребра не упиралась. Есть ведь инструменты с прямо противоположной конструкцией. Очень интересна конструкция LP Supreme. Внутри полости. А к звучкам треугольником сходится не тронутая часть корпуса. Это, на мой взгляд, сильно концентрирует колебания в области звучков. Хорошо ли это? .... С одной стороны да, но есть и минусы. Реультат многим известен. Гитара конечно сложная колебательная система и в ней все взаимосвязано. Об этом можно бесконечно. Дерево деревом, а конструкцию тоже понимать надо ... Она не в последнюю очередь влияет на звук.

Silver 30.08.12

Да и длительность сустейна, как бы не от тяжести и плотности древесины зависит, допустим более плотный и тяжелый материал струнами например 10-52, будит тяжелее раскачать, следовательно и сустейн будит меньше, а то так бы все гитары из березы делали :)))). Может быть сустейн зависит от резанирующих способностей самого материала в определенных частотах, формы куска и его твердости?

Rio 30.08.12

Лес Пол тяжелый ТОЛЬКО потому что там дерева просто больше, объем дерева больше, чем например у страта. И изза этого он тяжелее, а не потому что краснуха тяжелее. Лес Пол из ольхи был бы просто неподъемным.... Имхо краснуха это самое легкое дерево из применяемых в гитаростроении, имхо не с потолка - был и страт у меня полностью из краснухи, и из других пород тоже.

Victor 30.08.12

Впринципе так и про каждую заготовку из любого дерева можно сказать. Много же факторов влияет.

Rio 30.08.12

липа липе рознь ;)

Max Ivanov 30.08.12

получается, что липа и агатис ненормальные вёсла

Rio 30.08.12

Спасибо, интересная информация!

Олег 30.08.12

спорят те, у кого денег не хватает на нормальное весло

Max Ivanov 30.08.12

а как же агатис, о котором столько споров

Rio 30.08.12

а вы возьмите в руки gibson les paul и вопросов не останется

Max Ivanov 30.08.12

Как раз вчера читал на одном (всем музыкантам знакомом форуме) эту же тему, там было множество ссылок на статьи о "гитарном" дереве. По сравнению с ними данная статья смотрится простенько, но, тем не менее, достаточно информативно! А насчёт того, что ольха легче махогани - почему-то все гитары из ольхи, что я когда-либо держал в руках, были значительно тяжелее гитар из "краснухи". Странно...

Firehead 30.08.12

← Назад к списку статей