Войти в кабинет Оплата Доставка Где мой заказ?
Помощь
Звоните нам, мы поможем:
8 (495) 505-63-21
8 (910) 427-06-52
Также постоянно работает
Онлайн-консультант
ICQ: 492983505
Skype: kombik.com
E-mail: shop@kombik.com


ГлавнаяСтатьиСколько ватт нам надо для счастья?
Получай купоны и скидки

Подпишись на эксклюзивные обзоры и интересные статьи, узнавай о новинках первым.

Сколько ватт нам надо для счастья?

05 августа 2011

Сколько Вт?

Здравствуйте, дорогие читатели нашего реактивного журнала :) Сегодня мы поговорим в ваттах в усилителях. Сколько их нужно, сколько хватит, и чего может быть слишком много? Как понять, будет ли достаточно вашего усилителя, чтобы играть вместе с барабанщиком в одной комнате? Постараемся ответить на эти вопросы, а также объясним, в чем разница между мощностью (Вт) и громкостью (дБ). Вы наверняка удивитесь, узнав о разнице между 30Вт и 100Вт усилителями. Итак, заглянем внутрь гитарного усилителя и разберемся, сколько же ватт вам все-таки надо.

Первое, что стоит сделать, это усвоить основы. Мы будем пользоваться двумя основными понятиями в дальнейшем:  выходная мощность (измеряется в ваттах и громкость (измеряется в децибеллах).

Ватт - единица измерения, характеризующая мощность. Ватт = напряжение в вольтах умножить на силу тока в амперах.  Вот и всё (конечно, сильно упрощенно).

Все гитарные усилители различаются своей мощностью, классифицируются по ней. Однако, разберемся в чем же тут собака порылась и почему ватты не так важны, как нам кажется.

Децибелы (дБ, db) - это соотношение между двумя уровнями мощности. Это очень общая единица измерения, описывающая громкость, при помощи децибелов можно охарактеризовать множество различных параметров. Важно помнить, что децибел - это одна десятая часть бела. Целый бел обычно в 2 раза громче для большинства людей. Итак, чтобы сравнить два различных источника звука, мы используем следующую формулу:

P1
10 x log  ———
P2

Здесь P1 и P2 обозначают выходную мощность двух различных источников.  Для чистоты эксперимента важно чтобы нагрузка у обоих усилителей была одинаковой. То есть 30Вт в кабинет 8 Ом, это совсем не то же самое что 30 Вт в кабинет 16 Ом. Так что возьмем и сравним 2 усилителя в одинаковых условиях. Возьмем 50 Вт башку и 30 Вт.

Сначала делим 30 на 50, получаем 0,6. Логарифм 0,6 равен 0,222. Умножаем эту цифру на 10 и получаем 2,22 дБ. Итак, 50 Вт усилитель всего лишь на 2.22 дБ громче 30 Вт усилителя. 3 дБ для человеческого уха довольно трудно различимая разница.

Итак, вывод: мощность, увеличенная в 2 раза, дает разницу в 3 дБ. Разницу в 3 дБ обычный человек услышит с трудом.

Чтобы было веселее, сравним Fender Deluxe Reverb с номинальной выходной мощностью 22 Вт и Marshall Super Lead 100 Вт соответственно. Мы все знаем, что Marshall громче, но воспользовавшись формулой, выясняется, что громче он всего лишь на 6.576 дБ.

10 дБ - это величина громкости для большинства людей означающая, что источник 1 громче источника 2 в два раза. В нашем случае Marshall не в 2 раза громче, чем Deluxe.  Удивлены?

Разница в 0 дБ = та же самая мощность

Итак, разница у Marshall'а и Deluxe в мощности - более чем в 2 раза, а реальный прирост в громкости - меньше чем в 2 раза.

Чтобы получить усилитель, который будет громче чем наш Marshall, нам понадобится усилитель мощностью в 1000 Вт.  Правда, круто?

Теперь давайте взглянем на децибелы, чтобы наконец-то навести порядок в этом хаосе из цифр.  Отличная табличка с сайта http://www.gcaudio.com/resources/howtos/loudness.html отлично показывает начальную точку отсчета.

Самый тихий звук, который слышит человек 0дБ

Рок концерты обычно проходят на уровне от 110 до 140 дБ.

Так что та самая разница между маршаллом и фендером в 6.576 теперь кажется весьма номинальной. Для человеческого слуха разница в громкости этих усилителей будет едва заметной.

Как выбрать усилитель? Сколько Ватт?

От всей этой технарьской писанины переходим к практической части. Поговорим об усилителях.  В последнее время стало появляться очень много маломощных усилителей и этому есть объяснение. Давайте признаемся сами себе, немногие из нас регулярно выступают перед залами с 5000 зрителей и больше. Скорее вообще не выступает.  Добавим к этому тенденцию перехода музыки из больших залов в маленькие камерные клубные условия с более интимной атмосферой. Все это прямым образом сказывается на требованиях профессиональных музыкантов к их оборудованию.

Если вы играете в клубе на 100 человек через 100 ваттный стек Mesa Boogie, скорее всего на вас будут смотреть как на идиота или выпендрёжника. На самом деле большинство 15 Вт усилителей в таких условиях будут ОЧЕНЬ громкими. Больше и не нужно.

Так почему же до сих пор выпускаются эти 100-200 ваттные головы?

Во-первых во времена зарождения рок-музыки акустические системы были далеки от того качества, которое у нас есть сейчас. Они не воспроизводили звук достойным образом. 100 Вт усилитель во многих случаях был нужен на сцене для того, чтобы работать напрямую в большой зал и озвучивать помещение напрямую.

Во вторых важный параметр - объемность и чистота звучания. 15 Вт усилитель и 30 Вт усилитель будут практически одинаковыми по громкости. Разница у них - в 3 дБ. Но 15 Вт усилитель начнет перегружаться раньше, чем 30 Вт.

Для тех, кто использует перегруз в усилителе и управляет звуком при помощи ручки громкости на гитаре, 15 Вт усилитель будет достаточным практически для любого зала, а для некоторых - через чур громким. 8 Вт комбик - идеальный вариант для гитариста, который работает с ручкой громкости. Он достаточно громкий для того чтобы играть на уровне с барабанщиком, а если вы выступаете в большом зале, комбик в любом случае будет подзвучиваться. Так что тащить с собой ваш полустек нет смысла.

Для тез, кто играет с чистым звуком и использует педали для перегруза, 30 Вт - более предпочтительный вариант. 50 Вт будет более чем достаточно, зачастую больше 30 и не нужно.  Попробуйте взять VOX AC30 и выкрутить его на такую громкость, где он начнет перегружать. Да, он звучит здорово, но это пипец как громко!

Имеет смысл детально разобраться в возможностях клуба, где вы собираетесь выступать. Если с аппаратурой там полный порядок, они знают какая мощность им размер усилителей им нужны.  Если в клубе только акустика для вокала и пара микрофонов, везите с собой ваш репетиционный аппарат.

Если в клубе полноценная PA-система с микрофонами и подзвучкой всех инструментов, скорее всего звукорежиссер попросит вас сделать ваш комбо потише, чтобы получить более сбалансированный звук из основных акустических систем.

ВЫ были когда нибудь на концерте, где усилитель подзвучен, а гитарист при этом все равно выкручивает его на полную катушку? Это не только не комфортно для 40 человек перед сценой, но и общий микс в итоге получается несбалансированным. А если вы походите по залу, вы услышите, что в одних местах гитара есть и слишком громкая, а в других она пропадает.

Самое простое правило, которое я усвоил из концертных выступлений - настроить звук, который нравится и достаточно громкий чтобы можно было играть, стоя прямо перед усилителем, и так его и оставить. Если зал слишком большой, пусть микрофоны это исправят.  Любой опытный звукорежиссер сможет для вас в монитор подать микс, который вам нужен, чтобы комфортно играть, так что нет никакого смысла в том, чтобы чьи-то уши кровоточили.

Есть у этого маломощного тренда и другая сторона медали. Гитарные иконы, которых мы все знаем, большей частью остались в 60х и 70х годах. Как мы уже разобрались, тогда усилители на сцене нужны были совсем для другого. Мы все любим тот самый звук перегруженного оконечника лампового усилителя, работающего на пределе своих возможностей. Однако сегодня выкручивать стек Marshall уже стало плохим тоном. Люди шарахаются от сцены, закрывают уши руками, а в клубы после такого вас могут снова и не позвать.

Маломощные комбики и головы позволяют быстрее перегружаться, если нам это нужно, при этом звук остается на комфортном уровне громкости и для вас и для вашей группы и для ваших зрителей и для звукорежиссера. Если громкости не хватает, звукорежиссер всегда может сделать ее погромче своими средствами. Совсем не обязательно быть самым громким музыкантом на сцене. Оставьте это барабанщикам :)

Еще один важный момент, который хотелось бы осветить в этой длиннющей статье. Большинство маломощных комбиков выпускаются в формате 1х12".  И, даже если это достаточно громко, все равно не хватает давления и объема как у кабинета 4х12".  Если хотите чтобы ваш маленький усилитель звучал больше, громче и объемнее, подключайте к нему еще один кабинет. Хорошо сделанный 2×12" каб заставит слишком тонко звучащий комбик по-настоящему раскрыться. Больший объем кабинета и дополнительный динамик дадут вам тот самый кач, который всегда хотят слышать гитаристы.

Если вы все еще не уверены в этом, оставьте свою 100 вт башку, но попробуйте вот что. Пойдите в ваш местный магазин и возмьите любой самый маломощный ламповый усилитель и воткните его в кабинет 4х12". Усилители типа Vox AC4TVH или Z.Vex Nano Head идеально подойдут.  Установите AC4 в режим 1 Вт и выкрутите его на полную. Вы будете удивлены тем, как быстро к вам прибежит продавец с просьбой сделать потише. Ну а еще, я думаю, вы удивитесь от того насколько хорошо будет звучать гитара.

Надеюсь, эта статья помогла вам развеять несколько мифов о мощности усилителей. В следующий раз, когда увидите маленький ламповый комбик вы уже не будете фыркать и умилительно улыбаться, типа "не достаточно для концертов". Все познается в сравнении. Врубайте этот комбарь погромче и наслаждайтесь тем, как звучат лампы. Именно это и есть настоящий гитарный звук!

До скорых встреч!

ROCK!

Максим Иванов, (с) KOMBIK.COM

Коментарии

Добавить коментарий к статье

одинаково. громкость или её субъективное восприятие зависит от динамиков. сопротивление кабинета просто должно быть согласовано с усилителем

Max Ivanov 30.08.12

Вы писали: Как я уже писал разница по давлению может доходить до 6 дб. По громкости это в 2 раза Так в итоге 30вт ламповый усилитель будет громче на 8 ом или же на 16 ом кабинете?...

Alex 30.08.12

есть конечно, юзаешь гугл и находишь децибеллы для каждого динамика. у кого больше - тот и громче

Max Ivanov 30.08.12

Есть характеристика громкости динамиков? Какие громче-тише, например винтажи иди гринбеки У оранж есть каб high power на 8 ом Все остальные у оранж на 16 Вот я и задался вопросом о 8 омах и чем же тот каб хай павер..

Alex 30.08.12

http://www.ehow.com/info_8286809_difference-8-ohm-amp-head.html вот еще хорошая статья на тему

Max Ivanov 30.08.12

Ну чтоб совсем было ясно. На выходе лампового усилителя стоит выходной трансформатор. Для согласования (максимальной отдачи мощности) в этом трансформаторе есть несколько выходных обмоток для динамиков с 8 или 16 омным сопротивлением. Не в каждом ламповом усилителе такие обмотки имеются. Т.е. может быть усилитель предназначен только на 8 омную нагрузку. Надо смотреть его описание (тех. характеристики). А счастливые обладетели усилков с несколькими обмотками для нагрузки с разным сопротивлением могут подключать к своему любимцу кабинеты или еще что имеется с динамиками и с 8 омным сопротивлением и с 16 омным или даже другими ... Ну если позволяет усилок. Разница может быть замечена (по мощности отдачи) только из-за того, что возможно у динамиков по их характеристикам звуковое давление разное. Это можно проверить по их тех. характеристикам. Как я уже писал разница по давлению может доходить до 6 дб. По громкости это в 2 раза. Что касается частотного спектра разных динамиков, то сами понимаете, это уже другая тема. И звучать они могут по разному. Однако это не связано с сопротивленим динамиков, а является следствием конструктивных особенностей. Ну, вроде детальней уже некуда.

Silver 30.08.12

Разница, принципиальная, в переключении в усилителе согласователя с 8 на 16 ом... Если таковой конечно в нем имеется. И только.

Silver 30.08.12

Принципиальной разницы нет ... Автор некорректно их сравнил. Смотри мои коменты.

Silver 30.08.12

"30Вт в кабинет 8 Ом, это совсем не то же самое что 30 Вт в кабинет 16 Ом." Что-то я не уловил... в чём разница между 8 и 16 омами?

bereg2000 30.08.12

соответственно поэтому и звучит по-разному :) все вопросы раскрыть в один присест невозможно и цели такой не ставится. для этого и существуют комментарии, которые всегда приветствуются.

max 30.08.12

Забыл маленькую деталь. Существуют динамики с 8 ом. сопротивлением и создающие меньшее звуковое давление чем 16 омные динамики. И обратное тоже можно обнаружить. Вопрос в подборе динамиков. Об этом Вы тоже не написали. А надо было бы.

Silver 30.08.12

Просто рекомендую Вам перед опубликованием статей на технические темы консультироваться у спецов по технике т.к. уже не первый раз замечаю прорехи в этой сфере у Вас. А вот за инициативу спасибо... Статья актуальная и полезная.

Silver 30.08.12

Существенная разница возможно только в одном случае: Если в усилителе ничего не переключать. Т.е. просто менять динамики. Нюансы возможны даже при переключении согласователя... Но это уже издержки качества согласования с разными сопротивлениями разных динамиков. Согласитесь, что динамик с 50вт. и нагрузкой на усилок дающий 50вт. будет создавать давление соответствующее его паспорту ... И, что самое интересное, это давление ни коим образом не зависит от сопротивления динамика. Читайте внимательно и вдумчиво первоисточники. А вот звуковое давление динамиков может быть разным при разном сопротивлении ... На это обстоятельство обратите внимание. Надо просто на паспорт динамиков смотреть ... Разница может доходить до 6дб.... а это уже по громкости в 2 раза.... Вот так то.... Учиться надо всю жизнь.

Silver 30.08.12

Звучать конечно могут по-разному. Однако не по мощьности или громкости. Есть поняти мощность динамика и звуковое давление этого динамика. При равных показателях разница может быть только по спектру звучания. Т.к. полной эдентичности достичь нельзя. Азы ясные даже без школьного образования.

Silver 30.08.12

Даже при согласовании нагрузки усилителя?

Silver 30.08.12

кабинеты 8 и 16 Ом звучат по-разному. ни о какой идентичности речи не идёт. чисто практический опыт без всяких дипломов.

max 30.08.12

Длина волны звука с частотой 300гц составляет 1м. А четверть соответственно 0,25м. Мощность когерентных источников излучения, а для частот менее 300гц это вполне приемлемо, т.е. кабинетов с 2-мя и более динамиками будет не складываться. Для 2 динамиков это будет 2 в квадрате, а для 4-х будет 4 в квадрате. ... Элементарное правило. Складываются амплитуды сигналов, а мощность пропорциональна квадрату амплитуды. Таким образом, эффект от кабинета с 2 или 4-мя динамиками великолепен - самые нижние частоты (басы) поднимаются значительно сохроняя чистоту звучания тогда как звук с частотой выше 300гц просто пропорционален сумме мощностей динамиков... В этом и смысл использования кабинетов с несколькими динамиками ... Замечания автору статьи. Надо бы было указать про звуковое давление. Оно то и измеряется в дб. И не совсем корректно сравниваете 30 вт. усилитель в динамики с 8 и 16 ом нагрузки... В усилителях даже бывают переключатели для согласования с сопротивлением нагрузки. Результат в иделале получится равный с точностью 100%. И еще одно маленькое примечание. Для чистоты звука, как показывает практика, просто очень полезно использовать малошумящие лампы. Они конечно дороже примерно на 50%. Но оно того стоит. И это обстоятельство позволит великолепно слышать звук гитары с еще менее мощным усилителем. Данные привел на основе физических процессов ... По образованию физик. МГУ.

Silver 30.08.12

нужно работать со звукорежиссером и настраивать звук в мониторах

max 30.08.12

спасибо. очень познавательно. а вот еще интересно ламповый комбо 3.5 ватта можно услышать на сцене? Или нужно больше?

Николай 30.08.12

Да, я вот купил в комбике Engl gig master мне 15 Ватт более чем, даже 5 хватает :)

RUSL 30.08.12

Андрей - для вас специально Are Tube Amps louder than solid state amps of the same power? Yes and no. If you put a power meter on the output of a tube amplifier and a solid state amplifier that have been matched for total output power, then the meter will read almost exactly the same power for equivalent drive conditions - so in this sense, the answer is no, they are not louder. However, if you LISTEN to the two amps, you'll find that the tube amp does indeed sound louder to your ears, in opposition to what the meter is telling you. Why? It's tied up in the sensing instrument - that is, your ear. The way the human ear works is that it is very sensitive to the harmonic content of a sound. A tube amp is less linear (that is, has more distortion) at signal levels below clipping than a solid state amplifier. The distortion will increase slowly, and then more rapidly as the amp starts to clip. In fact, the distortion increases so gradually and is of such a benign nature that the onset of audible distortion has no easily defined threshold. The solid state amplifier on the other hand has no such gradualism. It is almost perfectly non-distorting right up to the point that it clips, and then it clips HARD. It's easy to hear the threshold. This sudden onset of distortion is also composed of relatively harsh sounding distortion, not like the subtle second and third harmonics of the tube amp. The human ear hears the sudden harsh distortion as clipping and harshness. It interprets the low order distortion of the tube amp as a louder sound, not as distortion. In effect, the tube amp fools the ear into thinking that its early distortion is more loudness. They therefore sound louder or more powerful than the actual measurements show are really there. http://www.geofex.com/tubeampfaq/beginner_tube_amps.htm

Max Ivanov 30.08.12

JT - вы как будто статью не читали. помещение клуба раскачивать не надо. для этого в клубе есть родная акустика, кабинет нужен для комфортного мониторинга на сцене. про мощность опять же в статье написано черным по-русскому :)

Max Ivanov 30.08.12

А как бы это соотнести с тем, что усилители с полупроводниковой схемой звучат тише, чем ламповые, с такой же мощностью?

Andrey 30.08.12

Ну собственно по этим причинам я полгода назад и купил egnater rebel 20. Спасибо за статью, теперь могу оппонентов тыкать ссылкой)

Павел 30.08.12

Позановательно! Еще бы осветили вот такой момент: Сейчас многие играют на ламповых напольных преампах по типу АМТ SS-11 и т.п., так вот какой мощности достаточен оконечник, чтобы воткнув в каб 4х12 можно бы было раскачать помещение того же клуба?

J.T. 30.08.12

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D0%BB читаем нашу любимую википедию

Max Ivanov 30.08.12

Динамический диапазон - Динамический диапазон определяет максимальное изменение уровня звука в аудиоматериале, он выражается в децибелах и равен разности между самой громкой и самой тихой частью аудиоматериала. Иногда на фоне шумов самая тихая часть музыкального фрагмента может оказаться неслышимой, в этом случае динамический диапазон будет определяться разностью между самой громкой частью музыкального произведения и уровнем шумов. Динамический диапазон используется и для характеристики звуковых систем. Любая звуковая система имеет собственный шум, являющийся остаточным электронным шумом системы. Динамический диапазон звуковой системы равен разности между пиковым уровнем звука на выходе и уровнем внутренних шумов.

Max Ivanov 30.08.12

Ок. Очень интересно, а как эта громкость связана с дин диапазоном(который тоже измеряется в Дб.)? ПОчему в дин диапазоне есть отрицательные значения , а судя по второй статье слышимый звук начинается с 0 ДБ

Григорий. 30.08.12

для дома 30ват 2х10 использую просто шикарно, ручка громкости на 4 из 10 и звучит смаково

Павел 30.08.12

Согласен с авторами, помню как притащил первый раз в клуб свой 30 ваттный комбик 1*12 и мастер-громкость поставил часов на 10 и на меня все накинулись, что типа очень громко. Пришлось сбавлять обороты ;)

Николай 30.08.12

← Назад к списку статей