Войти в кабинет Оплата Доставка Где мой заказ?
Помощь
Звоните нам, мы поможем:
8 (495) 505-63-21
8 (910) 427-06-52
Также постоянно работает
Онлайн-консультант
ICQ: 492983505
Skype: kombik.com
E-mail: shop@kombik.com


ГлавнаяСтатьиЧто такое Rectifier?
Получай купоны и скидки

Подпишись на эксклюзивные обзоры и интересные статьи, узнавай о новинках первым.

Что такое Rectifier?

30 января 2012

Всем привет! На этой неделе мы с вами окончательно разберемся что же такое rectifier и зачем он нужен в ламповом усилителе.  Rectifier = выпрямитель. Часто многие недопонимают эту часть усилителя, поэтому мы постараемся прояснить её предназначение.  Мы с вами гитаристы в первую очередь, а не технари, поэтому различные обсуждения на форумах электронщиков читать не очень понятно и интересно, а главное, теперь в этом нет необходимости. Главное понимать функциональное назначение, а в деталях пусть разбираются специалисты. Итак, обсудим основные характеристики выпрямителей в усилителях, их типы и как они влияют на звук.

Что такое Rectifier (выпрямитель)?
Этот вопрос я слышал много раз. Что же он делает?  Если вы не знаете - не огорчайтесь, мы это исправим. Выпрямитель превращает переменное напряжение (AC), то самое, что в розетках, в постоянное (DC), которое необходимо для питания электронных компонентов внутри вашего усилителя. Вот и всё. Всё так просто. Переменный ток попадает из розетки в трансформатор вашего усилителя, а далее проходит через выпрямитель, становясь постоянным. Важный момент - никакой аудиосигнал через выпрямитель не проходит! Это чисто конвертация напряжения. Но как же тогда этот самый ректифаер влияет на звук? Ха, читайте дальше! Mesa Rectifier

Типы выпрямителей
Итак, мы теперь знаем, что делает выпрямитель. В гитарных и бас-гитарных усилителях встречается 2 типа выпрямителей - транзисторные и ламповые.  Мы все знаем, что такое лампа. Маленькая стеклянная штучка, из-за которой наши усилители так круто звучат. Есть несколько популярных ламп, используемых в выпрямителях в гитарных усилителях: 5U4, 5AR4 (GZ34), 5Y3, и 6CA4 (EZ81).  У каждой свои характеристики, касающиеся входного и выходного напряжения, с которым они могут работать, также тип лампы зависит от схемы усилителя, но у всех у них одно и тоже предназначение. В некоторых усилителях используется 2 или даже 3 лампы в выпрямителе, например, Mesa Boogie Dual и Triple Rectifier серий. Есть много теорий насчёт того, зачем они используют несколько ламп в выпрямителях, но, вот вам маленький секрет: они нужны,  чтобы усилитель мог выдавать полноценные 100 и 150 Вт на выходе. Никаких тайн и волшебства, чисто вопрос мощности. Одна лампа 5U4 не может обеспечить достаточное напряжение для 100 Вт на выходе, поэтому они используют 2. А 2 недостаточно для 150 Вт, поэтому их там 3.

Транзисторный выпрямитель представляет из себя от 2 до 4 диодов в цепи (вообще, бывают выпрямители, состоящие и из одного диода, но в гитарных усилителях это, скорее, редкость) или микросхему, состоящую из диодов (диодная сборка). У транзисторного выпрямителя тот же самый функционал, что и у лампового, превращение AC в DC. Во многих современных ламповых усилителях используется именно транзисторные выпрямители, например в Soldano и Fender Hot Rod. Если вы заметили, я уже несколько раз повторил, что никакой аудио сигнал через выпрямители не проходит. Это не просто так, я хочу, чтобы вы это хорошо запомнили.Лампа для выпрямителя

Звучание
Итак, раз выпрямитель не задействован в аудио цепи, как он влияет на звук усилителя? Ну, выпрямитель - это первое звено в цепи после трансформатора, а изменение напряжения, идущего с трансформатора к другим компонентам усилителя, влияет на звуковые характеристики. У лампового выпрямителя есть внутреннее сопротивление, так что чем больше напряжение на нa него подать, тем сильнее упадёт напряжение на выходе, соответственно, упадёт мощность усилителя. Это падение мощности восстанавливается, но лампе на это требуется некоторое время. Как это звучит: нота затихает, а напряжение растёт, получается эффект, похожий на компрессию.  Этот процесс называют “sag” (провисание). Так как для воспроизведения низких частот нужно большее напряжение, это самое провисание заставляет усилитель с ламповым выпрямителем легче перегружаться. Низы звучат вязко. Это естественная компрессия лампового усилителя и сустейн, от которого так балдеют гитаристы, особенно те, кто играет блюз, кантри и классический рок. Но не всем этот звук подходит. Многие гитаристы считают, что усилители с ламповыми выпрямителями лучше реагируют на динамику игры и звучат теплее, чем их конкуренты с транзисторными выпрямителями. Как вы уже догадались, усилитель будет звучать по-разному в зависимости от типа лампы в выпрямителе. Но будьте осторожны при замене таких ламп! Не все лампы в выпрямителе взаимозаменяемы, так что лучше проконсультируйтесь со специалистом.

У транзисторного выпрямителя нет внутреннего сопротивления, так что он постоянно выдаёт стабильное напряжение на выходе. Время провисания очень короткое, что выражается в меньшей компрессии, меньшем перегрузе на большой громкости. Звучание более пробивное, более разборчивое, более собранный низ. Диоды также способны выдавать большую мощность, они не так сильно нагреваются, как лампы и вообще стоят дешевле. Есть интересные выпрямители, которые выпускают некоторые компании - это транзисторные выпрямители, которые вставляются в разъём для лампы выпрямителя и даже имитируют то самое провисание, так что если вы хотите, чтобы ваш винтажный усилитель звучал немного чётче и собраннее - стоит попробовать. Транзисторный выпрямитель

Надёжность
Транзисторные выпрямители обычно считаются более надежными чем ламповые. Это правда, но только отчасти. Как правило ламповые выпрямители выходят из строя в двух случаях - физическое повреждение или косяк при производстве. 50% китайских ламп попадают под вторую категорию. Так что это лишь вопрос времени. Если хотите качественные лампы - выбирайте из JJ Electronics, Electro-Harmonix или Sovtek.  Транзисторные выпрямители, благодаря более низкой рабочей температуре и пайке связующих звеньев, более устойчивы к физическим повреждениям, а также просто редко выходят из строя сами по себе. На самом деле усилитель с ламповым выпрямителем такой же надёжный, как и усилитель с транзисторным, но если у вас всё-таки лампы, не помешает иметь парочку запасных лампочек на всякий случай.

Итак, сегодня мы разобрались в том, что такое выпрямитель, зачем он нужен, как он работает и что с ним делать. Мифы развеяны. Таинственный шифр 5AR4  теперь уже не такой таинственный, как раньше. Теперь вам не надо быть технарём, чтобы понять, как влияет выпрямитель на ваш звук. И хотя многие современные гитаристы ни на что не променяют свой транзисторный выпрямитель, есть ещё среди нас ребята, которые предпочитают лампы везде, где это возможно. Не важно, в каком жанре вы играете, как всегда, решают только ваши уши. Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь, вы стали еще немного ближе на пути к вашему идеальному звучанию!

Максим Иванов, KOMBIK.COM (с)

Коментарии

Добавить коментарий к статье

Вот что значит гитарист - гитаристу, а не технарь - гитаристу. Спасибо!

Yuriy 30.08.12

Макс, а как же основное отличие транзюка от лампы, то что коэфициэнт нелинейных искажений при усилении сигнала у лампы в разы меньше.

Rio 30.08.12

спасибо за комментарии, исправимся!

Max 30.08.12

даже сам уже ошибся. ***У лампового выпрямителя есть внутреннее сопротивление, так что чем больше напряжение на нa него подать, тем сильнее упадёт напряжение на выходе, соответственно, упадёт мощность усилителя. *** Просадка происходит не из-за напряжения. Просадка зависит от того какой ТОК мы берем через кенотрон. Так же на пиках просадка возможно и из-за силового трансформатора который не может вовремя выдать нам нужный ток. Это уже вопрос к его качеству итд...

h1 30.08.12

***Одна лампа 5U4 не может обеспечить достаточное напряжение для 100 Вт на выходе, поэтому они используют 2. А 2 недостаточно для 150 Вт, поэтому их там 3.*** От количества кенотронов зависит не !напряжение!, а ток который можно вкачать в усилитель мощности. ***У лампового выпрямителя есть внутреннее сопротивление, так что чем больше напряжение на нa него подать, тем сильнее упадёт напряжение на выходе, соответственно, упадёт мощность усилителя. *** Просадка происходит не из-за напряжения. Просадка зависит от того какую мощность мы берем для питания усилителя мощности из силового трансформатора. ***У транзисторного выпрямителя нет внутреннего сопротивления, так что он постоянно выдаёт стабильное напряжение на выходе.*** вообще чушь полная... ***Диоды также способны выдавать большую мощность, они не так сильно нагреваются, как лампы и вообще стоят дешевле*** Еще один бред в ламповых усилителях до 100-150Вт, диоды не греются в принципе, так как через них проходит слишком малый ток. Опять же дело не в том что диоды могут отдать больше мощности! Просто они могут быстрее отдать бОльший ток. Отсюда более ярко выраженное отдача при резком изменении нагрузки. Если уж пытаетесь технические статьи писать, то хоть немного разберитесь в азах!

h1 30.08.12

лампы, транзисторы, какая разница - это всего лишь фетиш, фантики,для тех кто слушает вас это неважно! Весь звук в пальцах)) А статья отличная Сам ипользую Rocktron gainiac 1 в сочетании с Fender HotRod DeLuxe'96

Иван 30.08.12

Les Paul Gary Moore и Les Paul Zakk Wylde... Да, звук разный. Особенно звукоснимателями, усилителями и уровнем гейна. Но везде эта выпуклая серидина. Очень разная середина...

Skywerker 30.08.12

Max,взять, например, Les Paul Gary Moore и Les Paul Zakk Wylde...один инструмент, а какое разное звучание, какой разный стиль...;)) Так что, я думаю, любой инструмент (естественно, качественный, брендовый), он сам по себе уже универсальный!!! Все зависит от обладателя сего инструмента, от характера человека, от музыкальных пристрастий оного, от практики и экспрессии, от характера звукоизвлечения и многих других нюансов...я думаю, ты согласишься с тем, что в разных руках, один и тот же инструмент может звучать ну просто диаметрально противоположно!!! Это уже пройдено, услышано не раз, на практике! ;)))

Capellan 30.08.12

ну я и говорю, и на стиральной доске можно играть, если руки из плеч :) джаз басс ни разу не универсальный инструмент, как впрочем и леспол какой-нибудь. кому-что нравится можно играть на чем угодно, но лучше играть на том, что нравится

Max 30.08.12

Макс, не надо передергивать. Очевидно, о чем идет речь. Ламповый усилитель при грамотной отстройке всего тракта применим везде. Точно так же, как, например, Fender Jazzbass применим в любом стиле музыки, так уж вышло, что он такой универсальный. В случае со стиральной доской пример некорректен, так как ламповый аппарат подразумевает некий известный уровень качества, чего нельзя сказать о стиральной доске, свойства которой для формирования звука инструмента не сильно хороши.

wombat 30.08.12

Спасибо большое за статью. Очень доходчиво и понятно, и полезно. Будут ли еще подобные публикации?

Виталя 30.08.12

хорошая статья

Rio 30.08.12

спасибо за поправку! исправил в статье!

Max 30.08.12

...а вот у меня Mesa Boogie Roadster Rectifier, вот там есть и то и другое, универсал, переключение тумблерочком на задней панели, просто сказка, а не голова!!!!! ;))) По статье поправочки: "микросхема, состоящая из диодов" - это диодная сборка, но никак уж не операционный усилитель ;))) Это то же самое, как если бы назвать транзистор (эл. компонент, триод) транзисторным приемником )))

Capellan 30.08.12

2wombat @Все везде применимо@ ага, тогда бы все играли на стиральных досках вместо гитар :) спор ни о чём. 2cepheus: как написано в статье - выбирают ваши уши. смысла доказывать вам что дорогой ламповый усилитель круто звучит нет никакого. это понимание приходит само или не приходит. вопрос вкуса. низкие частоты чище воспроизводит транзисторная аппаратура. но вся суть звучания в середине. субчастоты человеческий слух вообще не способен различать. просто чувствует что они есть и всё. так что гнаться за низкими строями смысла нет. от этого мощнее не станет. важнее, чтобы руки росли не из жопы и была плотная пачка с барабанщиком.

Max 30.08.12

Здравствуйте.Статья интересная. Меня вот что интересует. Что будет более четко звучать лампа или транзюк? Играем в тяжелом стиле с пониженными строями,почти до "Ля". Соответственно хотелось бы узнать, что будет лучше читаться в Миксе и на чем реально приятнее играть, чтобы получать кайф от звучания, а не скрежет или бубнение? Заранее благодарю. P.S. На счет лампы, на реально дорогих аппаратах ещё не играл,поэтому у меня сложилось мнение, что лампа это только мощь, а более качественнее звучит - транзюк. Развейте мой миф.

Cepheus 30.08.12

Все везде применимо, просто нужно уметь грамотно отстраивать и подчас иметь разный набор примочек для разного звука.

wombat 30.08.12

у ламповых бас-гитарных усилителей своё звучание и здесь опять же вопрос применимости в конкретной музыкальной ситуациии

Max 30.08.12

2Роман, насчёт мыла всё очень непросто. я недавно как раз на эту тему общался со специалистом, он говорил, что есть смысл конкретно в случае с бас гитарой использовать дорогие PA акустические системы и PA усилители мощности. у них лучше демпфинг-фактор - важная штука в звучании, на которую производители гитарного тракта обычно болт кладут. Так что есть смысл попробовать бас-гитарный преамп с профессиональным усилителем мощности и широкополосной акустикой.

Max 30.08.12

ну для баса вообще безумно хорош биампинг, и отдельно ламповый канал, отдельно транзовый. И в зависимости от того, что хочешь получить на выходе, можно по-разному рулить. Ежели у кого лампа мылит звук - дак это от неверной отстройки тракта, и от неоптимального подбора головы и кабов.

wombat 30.08.12

2Роман - не забываем, что в оконечнике лампы надо менять парами. И вообще лучше не ждать, пока что-то сгорит, а менять регулярно, например раз в год. Мои знакомые на студии вообще меняют все лампы каждый раз перед записью новой группы.

Max 30.08.12

Dimebag Darrell из Pantera тоже известен тем, что почти всю карьеру до Krank играл на транзисторных Randall

Max 30.08.12

Да, надо четко представлять что дает ламповый звук а что транзисторный. А то у мнгих вообще мозг отключается при слове "ламповый", типа ламповый всегда безоговорочно лучше. А вот и нифига. Лично я предпочитаю бас-гитарные усилители с транзисторным оконечником, звук более "пинающий" и четкий. Гитарист Костя Селезнев из гр. Фактор Страха (ех-Тризна) играет строго на транзюковом усилке и транзюковой же примочке, лампы говорит вообще не люблю, звук мылят.

Deadman 30.08.12

Лучше иметь полный комплект запасных ламп!!! Если полетит лампа во время репетиции, можно сразу заменить и пилить дальше. Эх, жаль приходится учиться на собственный ошибках. Спасибо за статью!

Роман 30.08.12

Да..., оказалось всё очень даже просто,а главное вовремя! Примного благодарен!

Varela 30.08.12

Замечательно. Для начинающих это хорошая школа. Ведь они с большой охотой читают форумы и отзывы гуру, чем лезть в умные книжки по нужной тематике. С уважением. Пока.

Александр 30.08.12

← Назад к списку статей