Войти в кабинет Оплата Доставка Где мой заказ?
Помощь
Звоните нам, мы поможем:
8 (495) 505-63-21
8 (910) 427-06-52
Также постоянно работает
Онлайн-консультант
ICQ: 492983505
Skype: kombik.com
E-mail: shop@kombik.com


ГлавнаяСтатьиОтсечка катушек
Получай купоны и скидки

Подпишись на эксклюзивные обзоры и интересные статьи, узнавай о новинках первым.

Отсечка катушек

22 мая 2012

Всем привет!
Сегодняшняя статья посвящена отсечке катушек у ваших хамбакеров. Для тех, кто не знаком с такой возможностью, в двух словах отсечка означает, что в определенном положении переключателя звукоснимателей остаётся работает только половина хамбакера, происходит так называемая отсечка второй половины. При помощи этого довольно простого приёма вы сможете существенно разнообразить звучание вашей гитары, особенно если вы привыкли к резкому звучанию ваших хамбакеров. В режиме синглов может получиться очень интересное и новое звучание. Для простоты эксперимента возьмём гитару типа Les Paul в качестве модели и обсудим как и что происходит при работе с традиционными хамбакерами. Двухэтажные синглы и мыльницы P-90 пока оставим в стороне.


Самое главное

Во-первых, необходимо понять принцип того, как работает хамбакер. Сингловый звукосниматель снимает сигнал с помощью электромагнитной катушки. Проблема в том, что сингловые датчики очень чувствительны и сильно шумят. Все прекрасно знаете как шумит Страт, и вы наверняка замечали, что шум куда-то пропадает, когда включаешь сразу 2 датчика, например бриджевый и средний или нековый и средний (позиции 2 и 4 на переключателе). Это происходит благодаря тому, что оба датчика работают последовательно. Средний датчик имеет обратную полярность относительно некового и бриджевого (катушка намотана в другую сторону). Это значит, что «минус» первого звукоснимателя подключается к «плюсу» второго, так что от одного звучка идёт «горячий» провод, а от второго - «земля». Средний датчик повёрнут на 180 градусов относительно бриджевого и/или некового, это различие в фазах и даёт тот самый эффект шумоподавления. Хамбакер по сути — это две катушки с разными фазами, просто в одном корпусе рядом друг с другом. Вместе они дают более мощный сигнал на выходе, чем у синглового датчика, что в итоге делает звук гитары более громким, мощным, тёплым (более высокий выход также сказывается на высоких частотах, они более приглушённые).

Итак, вы уже знаете что такое отсечка. Следующий вопрос — зачем она вам? Ну представим, что у вас Les Paul и вдруг вам понадобилось звучание как у Stevie Ray Vaughan или у Jimi Hendrix, а они оба играли на стратокастерах с сингловыми датчиками. Хорошо если у вас есть страт под рукой. Просто отложите ваш Les Paul и возьмите другую гитару. Настройте ее, пока басист рассказывает какой-нибудь несмешной анекдот публике и если вам до сих пор удалось удержать внимание публики — играйте дальше! Второй вариант — щёлкнуть маленьким переключателем на вашей основной гитаре и, вуаля, просто играйте с нужным звуком. И басисту шутить не придётся.

  Круто? А что еще?

Теперь самое веселое. Отсечка катушек возможна только у хамбакеров с 3 или 4 проводами. Винтажные датчики здесь в пролёте. У современных ребят схема такова, что между катушками есть соединение, которое, собственно, и соединяет их последовательно. В 3-проводном датчике третий провод присоединён как раз к этой секции. 4-проводной датчик позволяет больше вариантов. Секция соединения катушек там открыта. Когда вы вешаете на это соединение горячий провод или «плюс» звукоснимателя, сигнал идёт только через верхнюю катушку, а нижняя отключается. Если «минус» - то наоборот. Вот вам двойная отсечка. Можно выбирать какую из катушек вы хотите услышать. Вот это круто!

Чтобы такая схема работала, вам нужно подсоединить датчик к переключателю, который будет выбирать «+» или «-». Вы, наверное, видели на некоторых гитарах рядом с крутилками такой маленький железный переключатель. Между верхней и нижней катушкой есть очень большая разница в звуке, так что, возможно, вы захотите иметь возможность пользоваться и тем и другим.

Еще один распространённый вариант для отсечки катушек — это пуш/пулл потенциометр. Обычно его ставят либо на место ручки громкости, либо на место ручки тона. Он работает так же как описанный выше переключатель +/-.

Есть ещё вариант с трёхпозиционным переключателем. Так вы вообще получаете три варианта звучания звукоснимателя. В общем, нет предела совершенству.

Еще один вариант, который встречается, хотя и более редко — это когда вы при помощи потенциометра примешиваете звук одной катушки к другой. Иногда это даёт интересные результаты.

В хамбакерах с 3 проводами секция, соединяющая катушки, закрыта, так что всё, что вам остаётся — это припаять третий провод к переключателю или потенциометру. В 4-проводном датчике у вас в руках оказываются 2 дополнительных провода. Их нужно будет соединить между собой либо напрямую либо через переключатель или потенциометр. Иными словами — к одному и тому же месту.

Есть еще понятие “coil-tapping”, что совсем не то же самое, что “soil-splitting” (отсечка, о которой идёт речь в этой статье). При отсечке звук снимается только одной катушкой, вторая не работает в этот момент. Coil-tapping означает, что сигнал с катушки берется примерно в середине катушки, а на на ее конце. Это позволяет сделать звук менее мощным. То есть получается хамбакер с пониженной мощностью, имеющий винтажное звучание, близкое к синглу.

Вот и всё, что я хотел вам рассказать сегодня. Надеюсь, вы узнали что-то новое и возможно захотите как-нибудь сами впаять себе датчик в гитару. Отсечка катушек — это один из самых популярных апгрейдов для гитары. Он даёт отличные результаты и может вдохнуть новую жизнь в ваш инструмент, сделав его более универсальным. Мне не очень нравится бегать от гитары к гитаре. Гораздо приятнее, когда ваш любимый инструмент может звучать по-разному. Я играю только с хамбакерами, так что отсечка для меня — важный компонент в звучании.

Пробуйте новое, меняйте звукосниматели и и вы найдёте много интересных звуков!

P.S. Кстати, какие звукосниматели используете вы?

Максим Иванов (С) KOMBIK.COM

Коментарии

Добавить коментарий к статье

У меня достаточно дешевый Майкл Келли (2 хамбайкера). На него в биджевую позицию поставил Dimarzio PAF PRO вместо стандартного китайского. Рад. Но хотелось бы теперь сделать у него отсечку. У меня туго с электроникой и звучек мне знакомый ставил. ОБьясните пожалуйста популярно куда и чего паять, мб даже с фотками? у меня система такая : два звучка, трехпозиционный тумблер, 1 тон 1громкость

MIniVetal 21.03.13

если разумно пользоваться гейном, то и синглы шуметь не будут .. ну разве только чучуть..

grinder-x19 30.08.12

У меня ibanez js 1000. На ней изначально установлены два пуш-пула для отечки катушек и для фильтра высоких частот. С таким набором, лично для меня, идеальный вариант - на выходе примерно 10 различных тонов минимум. Играй что хочешь. Не сравнивал с стартом хорошим, но по мне, звук у синглов даже слишком получается стеклянный.

Lewis 30.08.12

Звук разный у хамбакера с отсечкой и сингла потому, что магнит расположен в этих датчиках по-разному. у хамбакера одна катушка "север", другая "юг", а у сингла север смотрит на струны, а "юг" на корпус гитары... как-то так...

Vadim 30.08.12

Carvin C22,тоже думаю поменять,а в неке оставить(т.к сингл мне не особо нужен в бридже)только не решил пока на что...

fuuuu 30.08.12

Max Ivanov, спасибо!

Semen 30.08.12

2Semen - я не сторонник менять датчики на хороших инструментах. если гитара достаточно дорогая (от 1500 USD), то скорее всего смысла нет. Лучше купить другую которая изначально будет звучать как надо. Датчики подчеркивают определенные качества, которые нужны. надо понимать чего именно не хватает в звуке

Max Ivanov 30.08.12

Гитара: AS Custom LP. Гриф - клен 22 лада, корпус - махагон+кленовый топ, нэк: - Шалер 57, бридж: - Шалер Хот Род (рельсовый) На обоих датчиках отсечка, противофаза. Диапазон звучания от джазовых пассажей, до "мяса". "Стратовский" характер звучания можно накрутить, но инструмент обладает своим оригинальным звучанием. Особенно хорошо слышно характер звучания в Fender DeVille & Marshall JSM 900 (это студия, все варианты звучаний). Я играю в Laney IRT60H : кранч - отсечки, а "мясо" противофаза. Очень клево...

UncleSam 30.08.12

У меня DiMarzio X2N с отсечкой и D Activator™ Neck.

Punk13Cross4444 30.08.12

"Все прекрасно знаете как шумит Страт, и вы наверняка замечали, что шум куда-то пропадает, когда включаешь сразу 2 датчика, например бриджевый и средний или нековый и средний (позиции 2 и 4 на переключателе). Это происходит благодаря тому, что оба датчика работают последовательно". Да,действительно пропадает шум. Но звук остаётся "стеклянным" . По моему разумению синглы включаются в этих положениях параллельно. А у хамбакера последовательно, и звук другой соответственно, и с большей отдачей. Мой рельсовый хамбакер на страте в режиме отсечки резче и хуже родного сингла. Но вот спасибо автору статьи, попробую использовать другую катушку, посмотрим, что получится. Вообще можно скомутировать синглы, что бы например бриджевый и средний включались последовательно и подобрать высоту датчиков. Хамбакер на все 100% не заменит, но как вариант для фанатов синглов ...

Oleg 30.08.12

to Matt: одна из главных, на мой взгляд, причин,по которой отсечка не даёт настоящего звука сингла-это мензура (если это лесполоподобная гитара). если мензура стратовская, то в таких случаях некоторые утверждают, что отсечённая катушка всё равно, хоть и не сильно, но продолжает действовать на рабочую половинку. не знаю, какова здесь доля правды, поэтому думаю, лучше полагаться на свой слух и пробовать) в домашних условиях разница особо не чувствуется (у меня гитара с лесполовской мензурой sh-1n & sh-4 с отсечкой)

Артём 30.08.12

А я слышал что отсечка у модерновых керамических звучков больше на синглы похожа. Правда или провокация?

Dmitry 30.08.12

Играю на п-90, хотелось бы про них почитать что-нибудь интересное))

Санек 30.08.12

Не удержусь и спрошу: от многих людей слышал, что отсечка все же не дает настоящего синглового звука, а лишь приближается к нему. Хотя никогда не понимал, почему, собственно. Есть какая-то информация на эту тему? У меня страт с тремя синглами)

Matt 30.08.12

имеют смысл все таки пары синглов (отсечек), те что в паре не фонят, для двух хамбов это 2 варианта (+ еще два, если фаза меняется на одном из хамбов-обычно нек), варианты можно опустить, послушав и оставив один самый яркий (стеклянный). Коммутация только не совсем тривиальная, хоть и делается одним переключателем On-off-on. А, если, например, на бридже хамб еще подключен в двуполюсник "параллель - послед" (еще один переключатель 2-ON-ON) задача усложняется, хотя удобное решение опять же есть, но не видел в доступе (если нужна распайка пишите).

Slkom 30.08.12

2 Oleg - на звуке сказывается то что датчики в страте разнесены друг от друга на расстояние большее, чем в случае с катушками в хамбакере 2Dmitry - синглы бывают и керамически и альнико, поэтому спроный вопрос. отсечка никогда не будет звучать как классный страт. другой вопрос, нужен ли вам второй инструмент на сцене.

Max Ivanov 30.08.12

У меня Carvin DC 135, звучки стандартные. Два сингла и один хамб. Все с отсечками. Думал вот хамб поменять на БилЛавренс. Стоит, нет?

Semen 30.08.12

← Назад к списку статей