Войти в кабинет Оплата Доставка Где мой заказ?
Помощь
Звоните нам, мы поможем:
8 (495) 505-63-21
8 (910) 427-06-52
Также постоянно работает
Онлайн-консультант
ICQ: 492983505
Skype: kombik.com
E-mail: shop@kombik.com


ГлавнаяСтатьиИгра на гитаре - несколько полезных идей
Получай купоны и скидки

Подпишись на эксклюзивные обзоры и интересные статьи, узнавай о новинках первым.

Игра на гитаре - несколько полезных идей

14 августа 2013
Привет! В последнее время я начал более осознанно подходить к игре не гитаре чем раньше, когда песни сочинялись просто от балды. У меня появилось несколько идей, которые, возможно, вам также будут полезны.

Первое, что стоит изучить, если вы вдруг еще не сделали этого - это CAGED система. Впервые ее опубликовал Билл Эдвардс в своей книге Fretboard Logic и я считаю ее очень полезной и важной в игре на гитаре. Её суть в том, что все аккорды можно представить в 5 базовых формах: C, A, G, E и D.

Что это вам даёт? Во-первых инверсии аккордов в разных позициях. Зная 5 форм и используя их все, ваша игра уже становится более интересной. Особенно важно уметь обыгрывать аккорды по-разному в группе, где кроме вашей гитары есть и другие инструменты, а тем более вокал, которому нельзя мешать, а надо его дополнить. Я понимаю, что пишу здесь вещи не вполне очевидные и до некоторых нужно дойти опытом и головой, но я надеюсь, что у вас уже есть пару лет игры на инструменте за плечами.

Книжку Fretboard Logic в 3 томах нужно купить - это вообще не обсуждается.

Второе, начав с базовых мажорных трезвучий по системе CAGED, переходите к минорным и септаккордам, уменьшенным аккордам и аккордам с задержанием. Не все формы будут удобны для игры но по крайней мере у вас 100% появится куча свежих идей.

Вот, как выглядят эти формы для обычного натурального мажора:
caged.jpg
Итак, начертите себе схемы аккордовых форм на грифе. Теперь потренируйтесь их поменять одну за другой. Попробуйте обыграть часть каждой формы, а не ее полностью. Попробуйте надстройки к каждой из форм.

Вы правильно поняли, каждая форма плавно переходит в следующую. C -> A -> G -> E -> D.
caged1.png
Вроде всё понятно, осталось только поиграть это все и переварить в голове. Ситуация с грифом проясняется :)

Третье. Я всегда играл гаммы в разных позициях из расчёта три ноты на струну. Так меня учил мой первый препод по гитаре. Ну так я и играю всю жизнь :) Итак, поливаем сверху вниз, всаживая ноты в пальцы. Сначала в одной позиции сверху вниз и наоборот, потом переходим из одной позиции в другую - поднимаемся по одной, опускаемся по другой. и т.д. Простора для маневров у вас просто море.

Самое главное, что нужно сделать изначально - это нарисовать себе схематические "боксы" - для каждой позиции свой бокс. У вас их получится 7.

Выглядят они вот так:
gmajorscale.gif
Чёрным обозначена тоника, в данном случае - нота G. Ничего сложного. Но игры вам здесь на годы вперёд. Я играю эти штуки до сих пор.

Ну а теперь самое вкусное, на что меня недавно пробило :) Меня всегда смущали лады. Учить каждый лад как новую гамму - это просто уныло. Поэтому все мои отношения с ладами были чисто интуитивными до последних пор. И только недавно я допёр, как можно понять, и, главное, объяснить непонимающему человеку, в чём суть всех этих дорийских-лидийских-локрийских штук.

Всё просто, но вместе с тем не очень. Для игры вам понадобится хорошо знать все эти 7 форм или боксов, которые я на картинке привёл выше.

Короче, профессор. 

Берем мажорную гамму. Пусть это будет тот самый затёртый до дыр до мажор :) Гармонизируем гамму. (чо-чо? :)))) Ага, только не говорите, что вы не умеете играть гамму аккордами :)

До мажор состоит из нот CDEFGAB. Если начать считать с ноты до, получится 7 нот, 7 ступеней. 
cmaj.png

Попробуйте сыграть гамму аккордами вверх, теперь вниз. Получилось? Ура!

В ступенях это записывается вот так:

harmonization.jpg

Теперь вы знаете, что такое гармонизация мажорной гаммы и какими септаккордами ее можно обыграть. Зашибись. И ступени вы тоже видите. А теперь главый фокус. Те самые 7 боксов, которые я рисовал выше, вы их играли просто так, механически, просто тупо запоминая из на грифе, без понимания, что к чему и почему. Боксов 7. Ступеней сколько? Правильно, тоже 7. Есть подозрение, что каждой из ступеней соответствует свой бокс. Как это я догадался? Корону мне и карету срочно! :)

Теперь вдруг стало ясно, что минорный аккорд второй ступени обыгрывается только определенным боксом и никаким другим. А мажорный септаккорд 5 ступени - своим боксом. Ёклмн, где мои 17 лет? :)

А причём здесь лады спросите вы меня? А я вам отвечу, что лады строятся таким образом, Миша. На примере до мажора, опять двадцать пять.

I - C мажор натуральный
II - D дорийский
III - E фригийский
IV  - F лидийский
V - G миксолидийский
VI - A минор натуральный
VII - B локрийский

То есть, в D дорийском все те же самые ноты, что и в обычном натуральном C мажоре, в F лидийском все те же, что и в C мажоре и так далее. Центральный аккорд для каждого из ладов соответствует аккорду, расположенному соответствующей ступени, как я это рисовал чуть повыше. Этот момент я не просто так упоминаю, это важно. У лада должен быть свой характер иначе вы скатитесь в до мажор и характер потеряется. Чтобы было понятнее, центральный аккорд в D дорийском - Dm. То есть, в него всё должно в итоге разрешаться.

Крутой способ понять характер лада - засемплировать на любом семплере, типа BOSS RC3, BOSS DD7 или любой другой педали со встроенным семплером основной тон или тонику, как это принято говорить в приличном обществе. И наверх уже поиграть гамму. Перевожу с албанского - взяли ноту F и обыграли ее до мажорной гаммой, получили F лидийский. Запомнили характер, прониклись, заставили домашних себя уважать. А что вы думали, кто не покачает головой с пониманием, когда вы скажете что играли только что в проникновенном лидийском ладу? То-то же!

Этот способ понимания ладов куда круче и проще, чем изучать все эти дебильные надстройки и смещенные ступени. Типа ля миксолидийский  - это то же самое, что ля мажор натуральный, только у него 4 ступень понижена на полтона. Да ладно, какого хрена? еще 7 боксов разучивать? А это всего лишь один из ладов...

Ну, я надеюсь, у вас еще не совсем крыша закипела :) Как всё это богатство применить на практике? А вот как. Например вы сегодня хотите сочинить песню и так себе думаете, задолбал меня этот натуральный минор, уже столько в нём песен написано, ничего нового. Хочу в миксолидийском ладу сочинить что-нибудь. Отлично. Ля миксолидийский хочу! Ну, пожалуйте, вот вам схемка, барин.

A миксолидийский - это 5 ступень какой гаммы? Я надеюсь, считать до 7 вас мама с папой научили :) Это гамма D мажор. Как я так быстро посчитал? Ну во-первых я знаю базовую 1-октавную мажорную гамму. В ступенях она рисуется вот так:
scale_steps.jpg
Зная, какой ступени какой лад соответствует, вы можете за 2 секунды понять, какой гаммой вы будете его обыгрывать, какие боксы использовать, какие аккорды будут у вас в этом ладу встречаться и из каких аккордов вы собственно можете построить вашу новую песню.

Для каждого из аккордов (каждой из ступеней), как вы уже запомнили, свой бокс.

Вот и всё. в этом коротком уроке сконцентрировано лет 10 бестолкового хождения по преподам, самостоятельных занятий без понимания зачем и что откуда растёт. Если вы эту информацию переварите, ее вам хватит на всю жизнь как гитариста как минимум. Есть еще один вопрос который меня интересует сейчас - это модуляции, но я уже близко к тому чтобы и его раскусить.

Да, не забывайте что есть еще мелодический минор, гармонический минор и соответствующие им аккорды в системе CAGED и свои боксы. Но к ним обычно подходят очень избирательно.

Будут вопросы - задавайте. Я еще пока не успел эту систему объяснить достаточному числу людей, чтобы всё доходило максимально понятно.

Я не объяснил какой ступени какой бокс соответствует, но я думаю, вы сами разберетесь, если хотя бы дочитали эту статью до конца и даже сели с гитарой подумать о вечном.

Помните, что бокс - это всего лишь маленький кусочек грифа в одной позиции. Смешивая систему CAGED и паттерны "3 ноты на струне" вы получаете что? Весь гриф!

Удачи!

Максим Иванов (C) KOMBIK.COM

Подпишись на новые статьи!

* обязательные поля

Коментарии

Добавить коментарий к статье

Bdim - уменьшенный(diminished); вы перепутали с half diminished, именно он строится на 7 ступени мажорного лада

Дмитрий 13.08.14

Когда не зайдешь - этот чат выключен, "оператор не в сети". А он есть вообще, этот "оператор"? Конкретно по теме. Зачем растягивать пальцы на шесть ладов, если можно сделать так, как в CАGED?

Александр 10.11.13

Хорошо бы на сайте сделать версию для печати!

Евгений 23.08.13

Макс, объясни пожалуйста, что у тебя делает нота соль диез в гамме до мажор? по-моему аккорд b dim7 при гармонизации до мажора не подходит как раз из-за этой ноты может я чего-то не знаю о до мажоре?

Константин 17.08.13

правильный аккорд на 6 ступени - Bm7-5, он же Bdim

17.08.13

Максим, очень хорошая статья, спасибо! Сам потихоньку иду к этому, но тут сразу видно, куда идти дальше. Вот только один вопрос: при гармонизации гаммы из каких соображений выбираетс мажорный/минорный/септакорд? Единственный непонятный момент.

Михаил 16.08.13

из соображений нот в гамме :)

16.08.13

Черт побери, это гениальная книга! И статья хорошая!

Артём 15.08.13

руки - как минимум не ухудшится

максим 15.08.13

я ничего не понял. если я прочитаю fretboard logic, мой уровень понимания увеличится?

Руки 15.08.13

Отличная статья, Максим! Однако, я все же рекомендую всем выучить собственные апликатуры для каждого лада.. но только не в формате 3 пальца на струне, а в системе CAGED - сперва выучить обычную мажорную гамму, чтобы все 5 форм сидели в пальцах. причем все учить относительно тех 5 форм мажорных аккордов, что Вы указали в статье.. После чего останется просто в голове менять тоники от которых играть - а формы те же )) например, играем гамму Соль мажор натуральный в форме E (ми) - от третьего лада. Эту же форму играем от ноты ля - но это уже получится Ля дорийски минор в форме G (соль).. потом играем эту же апликатуру от след. ноты гаммы - си (второй лад 5я струна) -получается си минор фригийский в форме A (ля) и так далее.. у меня ушло всего 2 месяца на то чтобы каждый из 7ми диатонических ладов выучить индивидуально и не зависимо.. потому что когда играешь бибоп, где каждые 2 такта меняется тональный центр в темпе 160 ударов в минуту - нет времени просчитывать что А минор дорийский - это вторая ступень соль мажора, и значит надо обыгрывать соль мажором ))) а так, поставили гармонию темы- и ты глядя на аккорды- сразу играешь нужный лад )) Это во много раз удобнее ) К тому же пальцы то играют отдни и те же аппликатуры, надо только чтобы мозг акцентировал внимание на разных тониках в одной и той же аппликатуре в зависимости от лада )) Советую первый там книги Guthrie Govan - там есть все эти лады в формах CAGED ))

Дмитрий 15.08.13

Гатри Гована я скачал, руки не дошли правда его прочесть пока. Мне не понятен один момент в вашем посте - каким образом вы определяете по аккордовой сетке каким ладом обыграть конкретный аккорд? просто тупо по одному обозначению на Bm7 можно много чего наиграть, например. Я так понимаю, что надо смотреть на соседние аккорды чтобы представлять что это за гамма и думать всё равно нужно и делать это быстро

15.08.13

Максим, спасибо. Кратко о самом главном!)). Иду тем же путем и сказывается мне, что путь наш верен!...Ждем урока по теме модуляции))

Александр 15.08.13

Здравствуйте,Максим! Неважно,сколько написано на эту тему,но,повторение-мать учения и Ваша статья,это-только польза и ничего,кроме пользы...Так и есть: все сначала "круто" играют,а потом уже-обращаются к истокам,чтобы научиться играть нормально...Респект!

Andrey 15.08.13

← Назад к списку статей