Войти в кабинет Оплата Доставка Где мой заказ?
Помощь
Звоните нам, мы поможем:
8 (495) 505-63-21
8 (910) 427-06-52
Также постоянно работает
Онлайн-консультант
ICQ: 492983505
Skype: kombik.com
E-mail: shop@kombik.com


ГлавнаяСтатьиРазборки со знаками альтерации
Получай купоны и скидки

Подпишись на эксклюзивные обзоры и интересные статьи, узнавай о новинках первым.

Разборки со знаками альтерации

24 марта 2014

Привет! Давно хотел навести в голове порядок с нотами и вот начали доходить руки. Составил табличку, которая может быть многим полезна в качеcтве шпаргалки. Я сейчас хочу научиться считать знаки альтерации в голове на лету, а пока я учусь, вот этотй штукой можно себя проверять. Надеюсь, вам она тоже пригодится.

знаки альтерации

Число бемолей и диезов, увеличивается согласно простому правилу:
диезы - FCGDAEB
бемоли - наоборот - BEADGCF

Число знаков альтерации увеличивается по мере движения по кварто-квинтовому кругу. Для диезов - по квинте вверх от базовой тональности C (до мажор), для бемолей - по кварте вверх от базовой тональности C.

+ те же самые правила для параллельных минорных тональностей. У меня пока башка не варит быстро и вопрос какая параллельная тональность к Ab мажору ставит меня в тупик, без гитары в руках особенно, где я по привычке мог отсчитать три полутона вниз на грифе.

Кварты и квинты считать проще. Кварта - 4 ступень от первой ноты, квинта - 5 ступень. Параллельный минор - 6 ступень.

В общем, ноты это интересно. Жалею, что раньше не было времени в них как следует разобраться.

У вас есть идеи как научиться все эти штуки в голове быстро прокручивать? А то у меня каждый раз когда новый вокалист просит сменить тональность у песни, начинается жёсткий ступор :)

UPD.


альтерации



Максим Иванов (c) KOMBIK.COM

Подпишись на новые статьи!

* обязательные поля

Коментарии

Добавить коментарий к статье

10 бемолей, 30 диезов...Что совсем сума сошли! Всего семь нот (тональностей), ну ещё нота "си" есть пониженная, которая бемоль ваша любимая, и вот что тут мудрить спрашивается! А если нота выходит за пределы грифа, так перенастройте гитару пониже - это много времени не занимает! Странные вы, строите преграды, которых нет...

Андрей 09.12.14

Есть отличная книга, написанная Поповым, называется апликартурное мышление гитариста) В первой главе книги нарисован квинтовый круг) но более наглядно выглядит на грифе гитары. Сложно так объяснять, легче почитать. Страница 8 книги.

Леонид 29.05.14

В одной книге по муз.теории был хороший хинт по запоминанию последовательности диезов/бемолей - составление акронимов из последовательностей буковок. Для диезов будет наиболее популярное: "Father Charles Goes Down And Ends Battle" или, например: "Fidel Castro Gets Drunk After Every Battle" :) Для бемолей - тоже самое, наоборот - ну или что-то типа: "Blanket Exploded and Dad Got Cold Feet"

Олег 09.04.14

Что-то я разлился мыслью по древу )) В общем чтобы подытожить. Все эти знаки альтерации и тональности в итоге весьма полезны для клавишных инструментов, где в общем случае используется лишь половина из всего диапазона инструмента и можно свободно двигаться вверх и вниз при этом соблюдая все перепетии альтерированных ступененей. В случае же гитары, все гораздо проще и сложнее одновременно. Проще тем, что можно просто сдвигаться по грифу вверх и вниз на нужное количество ладов. Сложнее тем, что какие-то части партии начинают выпадать за пределы грифа. И тут особо ничего не сделаешь, кроме довольно ущербных решений типа играть аккорд ми не от 0-го лада шестой струны, а от 7-го пятой и т.п. А партии открытыми струнами зачастую вообще невозможно адаптировать под другую тональность и знание количества знаков альтерации ничем не поможет. Поэтому кавер-группам зачастую и бывает сложно в вопросах подбора репертуара. Вокалисты в оригинале все разные с разными диапазонами. А поменять тональность на гитаре в пределах существующей аранжировки не меняя строя зачастую бывает невозможно, не идя на какие-то усупки в плане качества получаемого результата.

Сергей 25.03.14

Для гитариста, по моему мнению, гораздо важнее знать строение ладов и их аппликатуры на грифе. Это дает возможность более свободно перемещаться в пределах грифа в случае транспонирования произведения. А что за тональность получается и сколько у нее знаков альтерации при ключе в итоге не особо то и интерсно.

Сергей 25.03.14

Еще по поводу аранжировок с использованием открытых струн. Мне кажется что переделывание таких композиций в другие тональности не совсем хорошая идея в принципе. К примеру возьмем классическую Joe Satriani - Always With Me, Always With You. Секцию с теппингом просто не возможно будет сыграть в любой другой тональности кроме "си", не меня строя инструмента. А от этой секции пляшет и общая тональность всей композиции. Так что я до сих пор не вижу какой-то большой пользы для гитариста в знании количества бемолей и диезов в заданной тональности. И вообще не понимаю, почему все музыканты должны подстраиваться под клавишников. Надо было изначально делать 12 нот вместо 7и, и не нужны было бы морочить себе голову этими бемолями с диезами :)

Сергей 25.03.14

Максим, тут уже упомянули каподастр. Незаменимая вещь, если тональность вверх сдвигается. Если вниз, можно перестроиться на полтона/тон ниже. Насчет соло вообще проблем не вижу. Кроме случая когда ладов уже не хватает. Но с соло все равно проще - "вылезающую" за пределы грифа часть можно и по другому обыграть. А возможно и вообще все соло переделать. С аранжировкой, которая использует открытые струны сложенее. Тут уже без капо / опускания строя что-то сделать будет сложно, если вообще возможно. И диезы с бемолями никак не помогут. Особенности инструмента, что тут скажешь.

Сергей 25.03.14

извиняюсь очепятался (читай - обсчитался) - в ре-бемоль мажоре конечно же 5 бемолей.

Вадим 24.03.14

Еще в таблице один "изъян" нашел - зачем учить "кривые тональности" типа До-диез мажор, с семью диезами, если есть ре-бемоль мажор с тремя бемолями? ну и аналогично насчет до-бемоль мажор с семью бемолями, есть си-мажор с 5ю диезами. Эти тональности с семью знаками на практике все равно не используются.

Вадим 24.03.14

Максим, ну порядок знаков все тот же что и у всех, фа-до-соль-ре-ля-ми-си - диезы, и в обратную сторону это бемоли. Ну со временем конечно запоминается и так и так... просто мне допустим проще не по квинтам считать, а запомнить что сначала четные числа, потом нечетные, ну единственное - вот эта "фа мажор" с одним бемолем портит всю картину.

Вадим 24.03.14

Андрей, тональности не только повышаются, если что )

Максим 24.03.14

Максим! Каподастр в помощь! :)

Андрей 24.03.14

Сергей - проблемы смены тональности нет, если вы играете 2 аккорда. а если у вас импровизация, соло и вообще аранжировка основана на определенной аппликатуре, особенно с использованием открытых струн, смена тональности становится занозой в заднице

Максим 24.03.14

и кроме числа знаков альтерации не понятно у каких нот они есть, а у каких - нет

Максим 24.03.14

Вадим, ваша формула выглядит мягко говоря замысловато, бемоли перемешаны с диезами. не думаю, что так легче запоминается.

Максим 24.03.14

Максим! Квинтовый круг проще всяких таблиц!

Игорь 24.03.14

Постепенно просто запоминаешь. Я почему-то лучше помню для миноров, а параллельные мажоры выводу в уме - это, по-моему, довольно просто, в ионических септаккордах по три ноты совпадает (Fm7 содержит все те же, что Ab). Но я клавишник, гитаристами, наверное, сложнее. На сольфеджио просто запоминали эти фа-до-соль-ре-ля-ми-си и си-ми-ля-ре-соль-до-фа, тоже помогает, конечно.

matt 24.03.14

Таким способом я считаю неудобно учить, действительно удобней по фортепианной клавиатуре белые клавиши - до 0 знаков ре-2 ми-4 фа-1(БЕМОЛЬ) СОЛЬ-1диез ля 3диеза си 5 диезов. если надо найти сколько знаков на черных клавишах - ничего нет проще - например си-бемоль . Всего нот семь, просто в си у нас 5 диезов отнимем от 7 5 получаем 2 бемоля в тональности си бемоль мажор. или, например ля бемоль - в ля мажоре три диеза, 7-3=4 значит в ля бемоле 4 бемоля.

Вадим 24.03.14

Максим, а в чем проблема сменить тональность? У нас же нет черных и белых клавиш. В чем и халява гитаристов. Просто сдвигаешься на нужное количество ладов вверх или вниз. А аппликатуры все те же. И не нужно бемоли с диезами учить :)

Сергей 24.03.14

TNX, но ещё более наглядно показать всё это на фортепианной клавиатуре

george 24.03.14

← Назад к списку статей