КОРЗИНА ПУСТА

Коммутация сигнала в профессиональной студии звукозаписи

29 июня 2018 | Максим Иванов

Начиналась эта статья с простого различия в пайке разъёмов, однако, пришлось копнуть поглубже, т.к. вопрос довольно обширный и мы затрагиваем лишь один из возможных способв коммутации звукового тракта в профессиональной студии. Есть и другие варианты, но они, как правило, более сложные и дорогостоящие, поэтому слово "MADI" мы здесь упоминать не будем :) Итак, поехали.

Во многих серьёзных звуковых картах и АЦП/ЦАП преобразователях используются разъёмы DB-25 (D-Sub). Эти разъёмы могут отвечать и за аудио и за цифровой сигнал. Для начала мы поговорим о различиях в распайке цифрового кабеля, что часто вызывает несовместимость различной аппаратуры между собой.

Например, у меня была проблема подключить конвертер Apogee AD-16X к звуковой карте RMD HDSPe AES. Однако, у каждой проблемы есть решение.

DB25 - это такой здоровенный 25-контактный разъём. Со стороны прибора он упрощает коммутацию, т.к позволяет в небольшое по площади место на его задней панели завести 16 каналов цифрового (или аналогового) сигнала. В нашем случае речь о цифре, а это 8 входов + 8 выходов через каждый DB25 разъём. Если бы вы коммутировали всё разъёмами XLR, понадобилось бы намного больше места, приборы были бы толще и дороже. Короче, никто так не делает, все используют DB25, а дальше пляшите, как хотите.

Разъёмы на приборах выглядят подобным образом:

DB25 AES/EBU разъёмы на звуковой карте

Или вот так:

D-Sub разъём на ЦАП/АЦП

При коммутации по цифре, разъём DB25 на одном конце провода превращается в 8 XLR разъёмов на другом конце. Сигнал идёт парами - по 2 канала на 1 XLR разъём. Итого у вас получится 4 XLR папы и 4 XLR мамы на другом конце кабеля со стерео AES/EBU сигналом на каждом разъёме. Фишка цифровых DB25 в том, что туда заводятся и входы и выходы одновременно, т.е. вы получаете 4 цифровых стерео входа и 4 цифровых стерео выхода на XLR разъёмах.

Готовый кабель вылядит вот так:

DB25 - AES/EBU цифровой кабель                

Основная сложность - это

  • Понимать, какая распайка у вас на первом приборе
  • Какая распайка на втором приборе
  • Как вы будете коммутировать их между собой

Не понимая эти три вещи, вы рискуете купить/спаять не тот кабель и мучаться в догадках, почему ничего не работает, хотя вы потратили целую кучу денег на аппаратуру и коммутацию.

Существует 2 типа распайки, ставших стандартами: Tascam и Yamaha. И, хотя, в обеих этих схемах используются разъёмы DB25, распайка разъёмов у них не имеет между собой ничего общего.

Иными словами, если вы воткнёте Tascam кабель в прибор, который работает по стандарту Yamaha, звука не будет. И наоборот.

Вот, в чём разница:

Различие распайки разъёмов DB25 (D-SUB) по стандартам Yamaha и Tascam

 

Напоминаем, что в данном случае речь идёт о цифровых разъёмах AES/EBU DB25, а не о традиционных аудио разъёмах, которые также часто вводятся/выводятся через DB25. Кто предупреждён, тот вооружён.

Те же яйца, но более наглядно:

Распайка Tascam и Yamaha - в чём разница

Бренды, использующие Tascam распайку:

  • Avid/Digidesign
  • Universal Audio
  • RME

Бренды, использующие Yamaha распайку:

  • Apogee
  • Mackie
  • Lynx
  • SSL

Хотелось бы на этом закончить статью, но это только начало наших плясок с бубнами.

Далее пойдём по типам задач:

  1. АЦП - преобразование аналога в цифру через внешний преобразователь.
  2. ЦАП - преобразование цифры в аналог: аналоговое суммирование, либо просто мониторинг и прослушивание записанного сигнала через внешний преобразователь

В компьютер у вас установлена профессиональная звуковая карта, которая принимает только цифровой сигнал. Минимальная задержка на PCIe всё еще более минимальная в отличие от всех проводных соединений, включая Thunderbolt и USB 3.0. В эту звуковую карту нужно подать звук. Для этого используются внешние преобразователи сигнала типа аналог-цифра (АЦП).

Забрать звук с конвертера на карту - это вторая задача, а первая - это подать на ковертер аналоговый сигнал, например с ваших микрофонных предусилителей, пульта и т.п.

Допустим, вы используете внешний конвертер Apogee с разъёмами DB25. В него заводится аналоговый сигнал. чтобы это сделать, вам понадобится спаять кабель с вот такими разъёмами:

DB25 для аналогового сигнала

На одном конце, как вы догадались, 25-штырьковый D-SUB DB25, а на втором - 8 монофонических XLR. Они симметричные, но сигнал на каждом разъёме - моно. Таким образом, если конвертер у вас 16-канальный, паяется 2 кабеля DB25 - 8XLR. Через эту красоту на конвертер подается аналоговый сигнал.

Есть и другие способы коммутации, на этом этапе уже можно использовать патч-бэй типа тех, что делает RME, либо изготовить подобную панель у нас под заказ. В чём преимущество: на входе в патчбэе - XLR разъёмы, на выходе - DB25. Соответственно, в панель удобно вставлять и выдергивать разъёмы когда и сколько это нужно, а короткая связка по DB25 c конвертером находится у вас в рэке и вам не приходится возиться с длинной кабельной змеёй Панель можно вывести как спереди так и сзади, выглядит всё максимально прилично и аккуратно. Минимум проводов = минимум пыли.

патчбэй XLR - DB25

Второй вариант навести порядок - обычная панель типа ART P16 и короткие аналоговые кабели XLR-DB25 - тоже вполне себе решение. Длина кабеля обычно в этом случае требуется небольшая: 1-1,5 м.

XLR патч панель

Итак, звук в конвертер вы завели. Далее из конвертера по цифре нужно подать сигнал на звуковую карту. Если у них несовместимые разъёмы, выхода у вас 2:

  1. Смастерить переходник DB25 Tascam - DB25 Yamaha
  2. Воспользоваться патч панелью либо закоммутировать между собой 2 кабеля: DB25 Yamaha-8XLR AES и DB25 Tascam-8XLR AES

Патч панель немного упрощает понимание что откуда и куда идёт, однако, первый способ с кабелем-переходником кажется более удобным. Не нужно возиться с кучей XLR разъёмов.

Такие переходники продаются, их можно купить а, следовательно, и спаять, достаточно лишь разобраться со схемами, приведенными выше. В продаже кабели на DB25 довольно дорогие. Вот пример кабеля KLOTZ:

Кабель-переходник DB25 Yamaha - DB25 Tascam

Мы делаем такие кабели и всё, что описано выше на заказ. Получается намного дешевле, чем брать готовые западные бренды.

Если вы не хотите делать кабель-переходник, остаётся лишь коммутировать цифровые кабели через XLR разъёмы между собой. Главное не запутаться, где какой вход и выход. Маму с папой вы точно не перепутаете, а вот с номерами каналов можно запутаться легко.

соединение несовместимых DB25 форматов через 2 кабеля XLR AES

Итак, аналоговый сигнал в ваш компьютер мы завели. Ура, сигнал пишется.

Дальше хотелось бы всё это дело послушать. Соответственно, из звуковой карты сигнал по цифре идёт на внешний конвертер - ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь).

Тут уже в зависимости от того, что у вас за преобразователь, также подбирается необходимый кабель. Например, я использую 2-канальный ЦАП Digilab, у него стерео вход на XLR AES разъёме. Поэтому из DB25 змеи один из разъёмов я подсоеднияю к своему преобразователю. Всё. Далее уже обычный аналоговый тракт с мониторами и наушниками, ничего сложного.

Удачи вам в коммутации ваших студийных приборов. Будут вопросы - пишите, постараемся улучшить и упростить эту статью для лучшего понимания.

Лично мне пришлось довольно много времени потратить прежде чем всё заработало так, как надо, мне паяли неправильные провода и я не мог понять какого хрена звук с дорогого конвертера пишется с щелчками.

Надеюсь, мой опыт вам пригодится.

Пишите музыку и не забывайте её играть!

Пример законченного рабочего студийного рэка:

Максим Иванов, KOMBIK.COM

Комментарии

оставить комментарий