КОРЗИНА ПУСТА

Обзор усилителя Markbass Little Mark 800 Tube

21 октября 2010 | Николай Коршунов (КРЕМАТОРИЙ, DI’ANNO, BUTTERFLY TEMPLE, ДОМ ВЕТРОВ)

Начиная рассказ об усилителе Markbass модели Little Mark 800 Tube, я хотел бы отметить довольно непривычное чувство, субъективно возникающее у меня каждый раз, когда я пользуюсь оборудованием Markbass – чувство возвращения к себе домой. Насколько бы хорошо ни звучала аппаратура сама по себе, концертирующий музыкант неизбежно сталкивается с необходимостью построения оптимальной звуковой картины на сцене за ограниченное время саундчека. Ко всему прочему, даже для мэйнстримовых команд в условиях непролазной русской реальности технический райдер иногда носит сугубо рекомендательный характер. 

Исходя из вышесказанного, мне всегда виделось только одно рациональное решение проблемы. Это наличие собственной системы усиления бас-гитары, достаточно мощной для того, чтобы озвучить сцену произвольного размера – скажем, от небольшого клуба где-нибудь в Иркутске до СКК «Петербургский», – достаточно компактной, дабы не вызывать критический перевес при перевозке, достаточно надёжной для постоянной эксплуатации в реальных условиях. Ну и, конечно, достаточно клёво звучащей, чтобы за все вышеперечисленные достоинства не пришлось расплачиваться компромиссом с собственными ушами. 

Скажу, забегая вперёд: Little Mark 800 Tube полностью соответствует этим критериям и, в первую очередь – своими габаритами. 800-ваттный усилитель весит чуть больше 2,5 кг, имеет 27 см ширины и занимает две рэковых высоты при помощи приобретаемых отдельно адаптеров. Если кому-то кажется, что это всё ещё слишком много, можно посоветовать обратить внимание на усилители Markbass серии F, которые при мощности в 500 Вт занимают честный 1U. Но имейте в виду, что даже мой старый одноюнитовый предусилитель Ampeg SVP-Pro, которым я пользовался довольно долго до знакомства с продукцией Markbass, весил несколько больше. 

Я уделяю столько внимания рэковой высоте приборов Markbass, поскольку мой друг Сергей Терентьев однажды убедил меня в преимуществах рэкового кейса по части компоновки и перевозки звука. Разумеется, для тех, кто предпочитает не расставаться, скажем, со своим любимым педалбордом, предусмотрена сумка для транспортировки усилителя. Бэг рассчитан на модели Little Mark III, Little Mark Tube и LMK и имеет все необходимые технологические гнёзда для коммутации. Чертовски приятная штучка. Как многие уже успели догадаться, слово «tube» в названии прибора указывает на предположительное наличие лампы в его схемотехнике. В случае с Little Mark 800 Tube «голова» оборудована как транзисторным, так и ламповым каскадом предусилителя. 

Что, в свою очередь, даёт возможность сочетать в одном устройстве пресловутую ламповую «теплоту» и мощную атаку транзисторного Little Mark II/III – как по отдельности, так и одновременно в нужной мне пропорции. Управление соотношением уровней сигналов транзисторного и лампового предусилителей выведено на единственную ручку и интуитивно понятно даже бас-гитаристу. Что касается меня, то моя любимая настройка находится где-то в районе одиннадцати часов. По части эквализации Little Mark 800 Tube не преподнесёт особенных сюрпризов всем, кому уже посчастливилось иметь дело с усилителями Markbass. Little Mark 800 Tube оборудован четырёхполосным эквалайзером, а также фирменным ноу-хау Markbass – фильтрами эмуляции винтажных громкоговорителей и переменной предэквализации, известными как VLE и VPF. 

Поскольку мои заметки, в первую очередь, предназначены тем, кто ещё только начинает своё знакомство с оборудованием Markbass, поясню, что с помощью фильтра VLE имитируется звучание классического аппарата 60-70 годов, а VPF одновременно вырезает низкую середину и аккуратно поднимает низы и верха.

Первая опция крайне удобна для того, чтобы, к примеру, добавить специфического грува в шагающие басовые линии или добавить хард-роковую окраску инструменту с современным тембром. Вторая полезна для подчёркивания слэповых партий и формирования агрессивного «хэви-металического» звучания. Исходя из своего опыта сотрудничества с множеством разностилевых коллективов и работы в группе КРЕМАТОРИЙ, скажу, что наличие этих особенностей важно для бас-гитаристов, много играющих в различных музыкальных стилях с отличной друг от друга манерой игры, или же в группе с разноплановым материалом, фактура которого меняется в пределах одного и того же концерта. 

Little Mark 800 Tube оборудован двумя входами: обычным, рассчитанным на 1/4'' Jack, и комбинированным, сочетающим в себе гнёзда типа Jack и XLR – что называется, на все случаи жизни. Уровень каждого входа регулируется отдельно, а в случае необходимости на XLR-вход можно подать фантомное питание 48 В, управляемое переключателем на передней панели. То же самое можно сказать и о выходах: у Little Mark 800 Tube присутствует и комбинированный выход Speakon-Jack, и параллельный ему выход с гнездом Jack. В концертных условиях возможны самые причудливые финты с коммутацией, решать которые приходится за уже упомянутое в начале ограниченное время. 

Например, на одном из недавних выступлений прокатчики установили «совсем китайский» басовый аппарат, на который сигнал с моего Little Mark 800 Tube не приходил ни с одного из его выходов – скорее всего, из-за особенностей национальной китайской распайки. Также ничем не увенчались попытки отдать сигнал с линейного выхода моего усилителя в местный line input или возврат эффектов. В итоге озвучить сцену удалось, только направив сигнал с линейного выхода напрямую на вход басового комбо, предварительно выставив его настройки в ноль. Для необходимой мне частотной коррекции переключателем pre/post EQ на Little Mark 800 Tube был выставлен режим post EQ, а сигнал в линию отбирался директ-боксом. В итоге и на сцене, и в зале таки имел место быть стабильно качественный звук Markbass, хотя добиться этого удалось печально знаменитым русским способом «через задницу». Предупреждение: ни в коем случае не пытайтесь повторить! 

Описанный мной случай – это пример форс-мажорных обстоятельств. Регулярно использовать усилитель как преамп, одновременно не отбирая с него мощность, крайне нежелательно. Другими словами, он просто погорит с высокой вероятностью. Из сказанного следует, что у Little Mark 800 Tube имеются в наличии линейный выход с переключателем pre/post EQ (это означает, что пользователь может отдавать в линию сигнал или до, или после обработки его эквалайзером усилителя) и регулятор уровня линейного сигнала, удобно расположенный на передней панели. Кроме этого, усилитель оснащён дополнительным выходом для подключения внешнего тюнера (a.k.a. tuner out), переключателем «ground lift», чтобы в случае чего исключить появление паразитных связей по земляной петле питания, ну и, разумеется, разрывом для посыла и возврата эффектов. 

Подводя итог всему сказанному, скажу, что у меня сложилось впечатление об усилителе Markbass Little Mark 800 Tube как о практически идеальном и, в первую очередь, концертном аппарате, отвечающем всем требованиям качества звука, мощности звукоусиления, удобства пользования, наличия критически необходимых опций и эргономичности. Пользование аппаратурой Markbass вызывает ощущение тщательной продуманности множества избыточных, на первый взгляд, мелочей, но дьявол обычно сидит в деталях. Перечитайте ещё раз первый абзац, и вы, возможно, ещё лучше поймёте, что именно я имел в виду. 

Little Mark 800 Tube – прекрасный повод забыть о бесконечных сомнениях по поводу качества звука на завтрашней площадке: ваш лучший звук всегда с вами, сосредоточьтесь на игре!

Комментарии

оставить комментарий
Нет фотографии
Руслан
22 октября 2014, 10:15

Просьба разделять текст в статье на абзацы, как это делается практически на всех ресурсах интернета. Читать море букв, без без каких либо айсбергов за которые может зацепиться глаз, довольно трудно. Спасибо.

ответить