КОРЗИНА ПУСТА

Как срезать углы

27 мая 2013 | Максим Иванов

Привет! Читал в последнее время много всяких статей и интервью с разными музыкантами и продюсерами, а также общался с некоторыми интересными людьми в нашем бизнесе, у меня в голове оформилось несколько идей, которыми я сегодня хотел бы поделиться с вами в этой небольшой заметке. Идеи простые и банальные с виду, но как и всё в нашей жизни, совсем не просты в реализации. 

Итак, вы – музыкант, не просто домосед, который попиливает перед сном на гитарке пьесы Джо Сатриани с региональным акцентом, а музыкант с претензией. Ну, то есть, музыка для вас важна и вы уделяете ей много времени и даже думаете сделать ее своей профессией. Круто зарабатывать любимым делом, тут сложно не согласиться. 

Цели у музыкантов, претендующих на музыку, как работу, могут быть следующие: 

  1. Хороший заработок 
  2. Творческая реализация 
  3. Хороший заработок + самореализация в творчестве 

Рассмотрим возможности. 

Хороший заработок

Для разных людей хороший заработок – понятие не однозначное. Цифры сильно разнятся. То, что кажется хорошим далеко от Москвы, в Москве не позволит даже снять квартиру, не говоря уже о питании и одежде (про музыкальное оборудование и инструменты я скромно не вспоминаю). 

Ваши варианты – работа в ресторанах в качестве фона, работа в барах в качестве кавер банды, работа на корпоративах. Всё это предполагает, что вы играете живьём достаточно круто, чтобы вас было приятно слушать. Плюсы – если устроитесь на постоянку в кабаки, будет занятость по определённым вечерам еженедельно, это практика живого исполнения, если вы играете круто, возможны приглашения на корпоративы. 

Крупные компании любят крупные имена, поэтому сразу стоит развеять иллюзии по поводу заработков на корпоративах. Это бывает, это приятно, это довольно дорого для клиента, но это нельзя считать основой заработка, т.к. это очень нестабильно и непредсказуемо. Если вы - группа без имени, то тем более. 

Какое-то время это будет прикольно. Вы играете новые песни, аранжируете их под себя и выступаете. Лучше чем ничего. Но, довольно быстро это приедается, т.к. творчества ноль. Вечеринки все однообразны, а вы всё так же развлекаете народ и даёте им то, что хотят они. В общем, это ваша новая работа, добро пожаловать. 

Построить крутой кавер-проект очень непросто. Понадобится много времени и сил, а также средств. Поэтому сразу же бросаться в омут с головой очень не рекомендую. Можно сильно обжечься. Старайтесь делать любые перемены в вашей жизни плавными. Здоровее будете. 

Хороший ли это заработок. И да и нет. Хороший относительно нуля – да, хороший относительно работы в сфере обслуживания – да, хороший для студента – да. Хороший относительно своего бизнеса – очень вряд ли. Хороший для семьянина – скорее нет. 

Ещё один вариант работы – работа на артиста, который регулярно выступает с группой. За работу здесь ребята держатся ого-го. Хороших мест не так много. Хороших музыкантов сильно больше. Хороших артистов – как повезет. Бывают такие начальники и начальницы, что своего прошлого босса из офиса вы будете вспоминать с теплом и душевностью. 

Плюсы – деньги. Минусы: постоянные гастроли, вы не бываете дома, питаетесь лишь бы как. Кормят не всегда и не везде хорошо. Спите лишь бы как. Это нездоровый образ жизни, но интересный. Путешествовать – приятно, особенно за чужой счёт. Если есть планы на семью, то это очень странный вариант для крепкой семьи. 

Осознайте одну простую вещь, артистов класса А в России очень мало и у всех у них уже есть музыканты и есть варианты на их подмену, это профессионалы. Чтобы стать таким как они, нужно 10 лет въёбывать, позабыв обо всём. Если вы не готовы так вкладываться в мастерство владения своим музыкальным инструментом, у вас ничего не получится. 

Артисты класса Б и ниже – тоже вариант для работы. С чего то надо начинать. Если вы чувствуете, что главное для вас – это играть на вашем профильном музыкальном инструменте, не важно где и как, то этот вариант вам подойдет. 

Чуть не забыл, вариант семейного домоседа-профессионала. Это работа в студии для артистов в качестве сессионного музыканта и преподавание. Прежде всего это очень высокий уровень исполнительского мастерства, иначе нормальных денег не будет, да и в любом случае это не то же самое, что вам может принести ваш собственный бизнес. Над еду будет хватать, но на дорогие инструменты вы будете точно так же визуализировать как и десять лет назад. 

Второй вариант – чистое творчество

Это когда вы играете с людьми за идею, едете в дальние дали играть концерты для 20 человек, дорога не окупается, инструменты не окупаются, репетиции не окупаются. Состав вашей банды меняется по мере того, как взрослеют остальные участники кроме вас, вы продолжаете витать в облаках и думать, что то, что вы делаете - это самое крутое в мире музло. Просто нужно время, чтобы люди о нём узнали. 

Время идёт довольно быстро. Год за годом, но сильно круче у вас с концертами не становится. С деньгами аналогично. Обычно причина застоя – вы сами. Дело не в том, что шоу бизнес кривой, или страна у нас не такая, просто песни у вас говно, и музыкант вы - посредственный. Можно сказать мягче - песни и их исполнение не достаточно хороши, для того чтобы стать хитами. 

Тем не менее со временем вы, как музыкант, растёте, растут ваши одногруппники и те, кто достаточно давно в теме, рано или поздно встают перед выбором: или завязать или начать уже зарабатывать музыкой. Второй вариант отправляет этих музыкантов в пункт первый «хороший заработок» со всеми вытекающими, главная из которых – он больше не играет у вас в группе, нет времени, нет смысла и т.п.. Поэтому вариант чистого творчества без перспектив выхода на широкую аудиторию всегда будет оставаться на уровне хобби. 

Если вы не можете заинтересовать хороших музыкантов деньгами, хотя бы потенциальными, вы останетесь на уровне группы выходного дня, и, возможно, со временем, вообще останетесь одни, без единомышленников. 

Всё, что не развивается, умирает, отходит на второй, третий и т.д. план. Просто посмотрите правде в глаза и трезво оцените свои перспективы. А теперь решите, стоит ли это того, чтобы пытаться дальше. 

Главная проблема на мой взгляд здесь в том, что вы пытаетесь делать всё сами и сразу - и музыку писать, и сайт и клип и сводить и записывать и пиарить. Распыляя усилия, вы не наращиваете нужное усилие на основном направлении - ваше творчество. Чтобы продукт вашего творчества был востребован, нужно заниматься только им и больше ничем. Это довольно трудно принять. Это нелогично, вам кажется, что на всех остальных направлениях вы сильно просядете, но так и есть. Классная музыка обладает потенциалом вирусного распространения без вашего участия. Поэтому есть смысл думать только о том как делать классную музыку. Когда вы это всеми своими фибрами примете и осознаете, вы сможете перейти в третью категорию нашего повествования. 

Вариант третий – сказочный

Бабло + творчество. Это возможно. Если вы артист класса А. Так исторически складывается, что у артистов класса А определённый музыкальный вкус, который по какой-то странной причине находит отклик в сердцах миллионов людей. Ну то, есть если вы любите, к примеру, death metal, и всё, что вы слушаете - это экстремальное долбилово, то поймите же, что это никогда не будет популярным, никогда не принесет вам сколько нибудь вменяемых денег и не станет вашей профессией. Поиграетесь и бросите. 99,9% что это так. Дж дж дж, ну да, прикольно. Будет что вспомнить, когда будете сдувать пыль со своего старого Би Си Рича на стене. 

Артист класса А не означает, что он супер крутой, классный, пуп земли и вообще молиться на него надо. Это артист, который востребован широкой аудиторией. Джазовые исполнители никогда не будут артистами класса А, не важно насколько круто они владеют своими инструментами. Это жизнь и тут всё просто. 

Прикиньте в уме, каковы шансы стать таким артистом у вас. Нет, конечно, бывают исключения из правил. Но у всех этих исключений, как ни странно, одни и те же предпосылки: 

  1. Этот человек вьёбывает над своим творчеством – он либо технически крут, либо крут как аранжировщик и композитор, либо пишет очень крутые тексты, либо очень хорошо умеет общаться с людьми и продвигать своё творчество 
  2. Он делает это довольно давно и не видит других вариантов для себя. У него нет другого выхода. Неизбежность. 
  3. Таких как он вы знаете немного. Когда вы видите как этот человек играет или поёт, вы чувствуете, что это талант. Каким-то шестым чувством вы это ощущаете, но объяснить трудно. 

Бабло приходит в этом варианте по-разному. К кому-то очень рано (всякий молодняк), к кому-то довольно поздно (Лепс), не суть. Главный вывод – человек достоин этих денег и этой популярности. 

Артист класса А – это фронтмен. Барабанщик не станет таким артистом, если не начнёт петь как Фил Коллинз. Поэтому вариант только один – стать крутым вокалистом и по совместительству инструменталистом. Харизму не купишь, поэтому тоже надо понимать, что либо придётся много вкалывать, либо у вас уже есть какие-то предпосылки, но вкалывать нужно не меньше. 

Выводы 

Блин, какая-то мрачная статейка получилась. Хотел подбодрить, а вышло практически за упокой. Я к чему это всё веду. В любой профессии профессионализм определяется временем, уделенным развитию навыков и мышления. Мышление я тут изложил как мог. Остаются навыки и действия. Дело за вами. 

100% точно не бывает легких путей ни в чём. Поэтому стоит заниматься тем, что вам действительно нравится, потому что жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на то, что вас не прёт. 

Лично я для себя уже составил план, чем и как я буду заниматься в музыке следующие 10 лет. Рекомендую вам сделать то же самое и планировать надолго вперёд. Это придаёт осознанности вашим действиям здесь и сейчас. На этом позвольте закончить мои нравоучения и залечи. Спасибо, что дочитали нас до конца. 

Отключайтесь от соц сетей и откажитесь от всякой ерунды, которой переполнены ваши дни. Займитесь своим профессионализмом в любой сфере, которая вам интересна. И через 2 года активного вьёба вопрос денег вас перестанет интересовать. Он будет закрыт. 

За дело! 

Комментарии

оставить комментарий
Нет фотографии
Владимиир
15 октября 2013, 02:20

Всё это конечно понятно-но не согласен-в корне. Уж больно легко всё по полочкам разложено. Считаю,что случай играет немалую роль в жизни -что касается жизни музыканта-просто огромную роль. Конечно.если тупо верить в своё замысловатое "творчество"-которое действительно нахер никому не нужно-это одно,хотя у тут очень спорный вопрос.Когда -относительно недавно-лет пятнадцать тому назад-рокеров-тошнило от названия-"Ласковый май"-казалось бы кто будет слушать подобную шнягу?Однако -стадионы -бабло и рокеры на тот момент остались с носом,зато теперь этоностальгия по эпохе.У нас ещё не стоит забывать о нашем пресловутом шоу-бизнесе-в котором музыкального дерьма -пруд-пруди и зачастую даже очень сильные певцы и музыканты туда не вхожы-не пустят,а пообивают пороги такие ребята,стучась туда-сюда-и потом складывается у каждого по разному-кто спивается,кто снаркоманивается,а кто и вобще бросает. огромнейшую роль играют связи,знакомства,всё те же бабки и даже зачастую не для раскрутки,а просто ради того чтобы тебя с кем-то познакомили,а вот интересен ты ему будешь или нет -это ещё вопрос???Зачастую бывает так ,что ты и познакомился с известным музыкантом -скажем коллегой,но люди -то разные и этот пресловутый коллега-первый же не пропустит тебя,объяснив.что знаешь мол старик-вот езжай туда откуда ты и приехал-там будь первым,а здесь в Москве-во первых всё схвачено,во вторых запиты все тёплые места.Не хочу конечно сказать,что всё именно так и происходит-конечно всё по разному-прошу прощения заранее-от несогласия эмоции переполняют.Написал бы ещё много чего-да уж боюсь письмо будет очень длинным-да и к чему это?-Очередная лапша для молодняка.Опять же вернёмся к тому,что кто у нас в первх рядах шоу - бизнеса-в классе"А"?Есть конечно таланты действительно-базара нет,но а сколько вокалистов не умеющих петь,а также инструменталистов не умеющих играть-полным -полно и это известно всем,только смотря как это преподнести-вот в чём задача.А страна-то у нас огромная и талантов ой как много!!!Да тоько, пока существует такой отбор-которого вобще не существует-так оно и будет.На вкус и цвет-товарища нет,поэтому любой -на мой взгляд(филосовски)-музыкой можно поразить,удивить и т.д.Ведь не нами придумано,что плохой музыки не бывает,потому.как у любой музыки найдётся свой слушатель.Когда-то группу "Чайф"-рокеры не воспринимали-сейчас это монстры рока и таких тоже не мало.А вобще-то самая лучшая музыка-это тишина-ведь тоже кто-то сказал не из простых.Короче абсолютно никого не хочу обидеть-хочу сказать одно-если ты решил связать свою жизнь с музыкой-то дерзай-взялся за гуш-не говори,что не дюж.А там уж как повезёт,как звёзды-на небе встанут,как бог решит,вселенная,высший разум-и опять же случай-как у А.С.Пушкина- О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт — сын ошибок трудных, И гений — парадоксов друг... При этом в советское время опускалась последняя строчка — «И случай, бог изобретатель». С Уважением Ко Всем-Гитарист-Хард / Хэви-КОСМОС.

ответить
Нет фотографии
Дэнчик
8 сентября 2013, 13:50

В задницу бабло и популярность. Музыка - это Путь. Неважно что будет в конце. Все пути ведут в никуда. Важно не быть в этом пути одиноким и пройти его до... Конца его кстати никто не видел:/

ответить
Нет фотографии
Paul
3 июня 2013, 09:38

Ничо нового. Вкалывай лет примерно много, надрачивай гриф, и тогда, может быть, лет через несколько, ты сможешь заниматься тем, что тебе не особо нравится. Блэк-дэт-джаз-панк - удел безусых юнцов, бабосов не светит. Будешь играть с Пенкиными всякими - поимеешь немного бабла и дурного питания и стремный график. С уважаемым автором достаточно сложно несогласиться, потому как он высказывает вполне себе объективные, и даже несколько очевидные вещи. Ну и пару слов о себе. Не питаю иллюзий о популярности всякой тяжелой непрофессиональной музыке в этой стране, пэтому для себя выбрал второй путь. Репать раз в недельку, поигрывать на мелкомасштабных сейшнах, развивать своб карьеру во внемузыкальной сфере. Естественно, ни о какой окупаемости речи не идет, деньги я в другом месте зарабатываю.

ответить
Нет фотографии
Yuriy
30 мая 2013, 10:40

Макс, спасибо за статью, полезный взгляд на вещи, добрая пощёчина по типу "соберись, тряпка!)". Как говорится, ясно мыслящий ясно изъясняется: по делу и без соплей.

ответить
Нет фотографии
Геннадий, г. МОСКВА
28 мая 2013, 18:07

Тимур, у меня как бы нет задачи вас в чём-то убеждать. я в самом начале предупредил, что весь текст на основе моего личного опыта. у вас может быть другой опыт. лично я выбрал творчество и саморазвитие. не самый простой путь, зато я никому ничего в своей музыке не должен.

ответить
Нет фотографии
Геннадий, г. МОСКВА
28 мая 2013, 18:02

2superfuzz - про этих людей в статье написано - группа выходного дня. все эти люди уезжая в тур бросают работу и возвращаясь домой устраиваются на неё снова. с таким обрывистым опытом легко представить что нормального резюме ни у кого из них нет. я как бы не первый год в теме, так что это полотно не с потолка написано.

ответить
Нет фотографии
Superfuzz
28 мая 2013, 13:38

Какая-то ерунда написана. Совершенно не учитывает, к примеру, тех людей, кторые играют "независимую" музыку или для которых есть некая принципиальность в дилемме "деньги/творчество". Больше напомнает некий троллинг, причём довольно-таки толстый.

ответить
Нет фотографии
Charlie
28 мая 2013, 11:59

Хорошо, согласен с чем-то, но вот чем подкупает меня индустрия в творчестве Pink Floyd? Выходит, сколько не пыжься, дорога одна - в кабак :) В тот или иной, но это будет кабак.

ответить
Нет фотографии
Геннадий, г. МОСКВА
28 мая 2013, 11:13

джаз-рок группа Фила Коллинза называлась Brand X. он играл в ней параллельно с Genesis, т.к. был крутым барабанщиком. музыка у них была очень классная. но насколько я помню играл, он там не очень долго.

ответить
Нет фотографии
Геннадий, г. МОСКВА
28 мая 2013, 11:03

Тимур, индустрия показывает зрителям то, что хотят видеть они и то, о чём мечтают они. в реале за всем этим стоит суровый труд на износ, ежедневно и без выходных. репетиции как работа по 8-10 часов + самостоятельные занятия + работа с прессой, фотосессии, съёмки. времени катастрофически не хватает на стриптизёрш, если это не очередная фотосессия для доверчивых фэнов.

ответить
1 2 3 4