КОРЗИНА ПУСТА

Активные и пасивные звукосниматели, в чём разница?

30 марта 2011 | Максим Иванов

Большинство гитаристов хорошо знакомы с пассивными звукоснимателями. Классический дизайн с тысячами витков тонкой проволоки и звуком от джаза до рока. Тем не менее давно существует и другая технология, которую либо любят, либо ненавидят по разным причинам. Здесь, конечно же, речь идёт об активных звукоснимателях, в гитарах с батарейками :) В противовес популярному мнению, что активные звукосниматели были придуманы специально для чёрных гитар с черепами на грифе мы приведём несколько примеров, в которых перечисляются  их несомненные преимущества. Я думаю, это стоит того, чтобы их попробовать.

Главные преимущества активных звукоснимателей 

Выходная мощность активных звукоснимателей по умолчанию довольно низкая, но в связи с тем, что их конструкция основана на предусилении сигнала, здесь сразу проявляется несколько преимуществ.  У традиционных пассивных звукоснимателей довольно сильное магнитное поле, это вызывает притяжение струн к звукоснимателям, что может негативно сказываться на сустейне и звучании в целом. Активные же звукосниматели разрабатываются со слабыми магнитами , поэтому струна сильнее и дольше вибрирует при ударе по ней. Всякие неприятные призвуки, которые появляются при подъеме пассивных звучков ближе к струнам, в случае с активными датчиками просто пропадают. 

Вы замечали, что когда убираете ручку громкость на гитаре с пассивными хамбакерами, меняется не только громкость, но и тембр инструмента?  Активные звукосниматели избавлены от этой проблемы. На сайте EMG висит гордая надпись: "в отличие от традиционной гитарной электроники, система EMG с низким сопротивлением позволяет вам уменьшать громкость инструмента с минимальным воздействием на его тембр, так что вы не будете звучать глуше с прибранной громкостью."

Ключевая вещь здесь - низкое сопротивление. Основные преимущества активных звучков произрастают именно из этого отличия. Вы уже наверное знаете, что у гитар в стиле Les Paul ставят ручки громкости на 500 кОм, а в стратокастерах и гитарах с синглами - 250 кОм и для громкости и для тона. В случае с активными звукоснимателями вам нужно всего лишь 25 кОм, как в случае с EMG и Seymour Duncan Blackouts. Одна причина такого низкого сопротивления у ручки громкости для активных звукоснимателей - сделать их не такими серединистыми и сохранить низкое сопротивление в схеме в целом. 

В качестве отступления должен вам рассказать о методе лечения мутного звука при убранной ручке громкости Это так называемый  “treble bleed” мод. Суть его в том, что в схему просто добавляется конденсатор (обычно на .001), он позволяет сохранить середину, когда вы убираете громкость. 

И всё таки, у звукоснимателей с низким выходным сопротивлением есть и другие преимущества кроме прозрачного звучания при поворотах ручки громкости. Представьте себе все плюсы качественного буфера и вот вам ответ - вы можете играть с более длинным кабелем без потери верхних частот, что особенно важно на большой сцене и с большим педалбордом.

Также активные датчики часто имеют возможность посылать балансный сигнал на выход, а это сразу же ставит вашу гитару или бас в ряд с профессиональным аудио оборудованием. Более низкий уровень шума, низкая восприимчивость к радиопомехам делают активные звукосниматели идеальным выбором для звукозаписи и работы с беспроводными системами. 

Ну ладно, давайте сделаем перерыв и послушаем, как звучит чистая гитара с активными и пассивными датчиками. На записи звучит EMG 81X и EMG H4. В семплах звучит бриджевый датчик. Думаю, эти записи говорят сами за себя. Отметьте, как в самом конце на пассивном датчике средние частоты становятся более яркими, тогда как активные звукосниматели выдают похожий на электроакустику звук. 

Чистый звук на активном звукоснимателе

Чистый звук на пассивном звукоснимателе

Вы замечали, что басисты гораздо больше хвалят актив, чем гитаристы? С одной стороны это за счёт низкого уровня шума, но самое главное - активные звукосниматели звучат ровно и чисто. Важная особенность в пассивных звукоснимателях - если нужен более мощный выхлоп, приходится делать большее число витков, но звук при том становится темнее. У активных звучков нет такой проблемы. Усиленный сигнал с них, насыщенный средними, низкими и высокими поступает прямо в усилитель. Мечта любого басиста!

Яркость и увеличенный сустейн активных датчиков, а также более объёмное звучание идеальны для тех, кто любит играть слэпом. Что касается гитаристов, особенно играющих тяжелую музыку, здесь тоже одни только плюсы. Более широкий частотный диапазон позволяет более точно настроить нужный звук, а в случае работы с хай-гейн педалями перегруза и усилителями прежде всего имеют значение чистота сигнала и минимальный уровень шума.

Достоинства активных звукоснимателей при скоростной игре и низких строях очевидна. Звук будет оставаться собранным, с чёткой атакой в отличие от мутного и несобранного звука пассивных датчиков. 

Различия в конструкции 

В классическом звукоснимателе EMG 81 используется керамический магнит. Именно за счёт него звукосниматель звучит остро и мощно вне зависимости от того с каким уровнем перегруза вы работаете. Однако, в EMG 85 используется другой магнит - Alnico V, по той же причине, что и в пассивных звукоснимателях - тёплое звучание.

Звукосниматели Seymour Duncan Livewires - это попытка подобраться поближе к классическому звуку их хамбакеров ’59 и JB, которые мы все любим и знаем, там те же частотные характеристики. Теоретически, так у вас одни только плюсы от старой и от новой технологии. Хотя, мне не доводилось пробовать Livewires в других гитарах кроме Dean Mustaine, они там звучали очень многообещающе. Близко к винтажу.

Активная схемотехника бывает разная, не только в виде звукоснимателей. Например, в именной модели Fender Эрика Клэптона встроена схема активного буста средних частот (active midboost circuit), которая стала неотъемлемой частью его фирменного звучания. Установив этот простенький активный преамп в ваш стратокастер вы можете поднимать середину и гейн, получая жирный звук, характерный для хамбакера с интересным щелчком, которым отличаются синглы. Ну и, конечно, сопротивление становится ниже, так как приходится сменить ручку громкости с 250 кОм на 50 кОм. Такое решение кажется вполне себе компромиссом между винтажом и современным звуком, если вы сторонник классического звучания. 

У активных звукоснимателей есть свои недостатки, также как и у пассивных. Вопрос в том, нравится ли вам звук. Вот, например, интересные звукосниматели - Lace Alumitone. Они пассивные и с широким частотным диапазоном, плюс в них используется на 95% меньше проволоки чем в традиционных пассивных звукоснимателях. Выход всего 2,5 кОм, но они громкие и весят мало. Интересная штуковина, я бы попробовал, а вы? 

Какие звукосниматели вы используете и какие бы вы хотели попробовать? 

Комментарии

оставить комментарий
Нет фотографии
basso4george
3 июля 2014, 08:58

перепробовал много всяких сеймуров-димарзио итд, но остановился на Nordstrand HC Aguilar HC -малошумящие ( Jazz Bass)

ответить
Нет фотографии
Виталий
17 августа 2013, 23:27

Очень полезная статья!!!

ответить
Нет фотографии
max
30 августа 2012, 18:14

датчики здесь не при чем. пружины надо заглушить иил заменить. самый лучший пособ - отнести гитару к мастеру

ответить
Нет фотографии
Darkness Groove
30 августа 2012, 18:14

Да фигня вся эта статья. Тупая реклама активов и обсерание пассивов. Херня всё это. Если у тебя палка за 100$, да, активы вытащат звук. Тем более если не умеешь чисто играть. Но если ты - обладатель хорошего инструмента с чувством вкуса, то активы - это просто засерание звука. Играю на DiMarzio.

ответить
Нет фотографии
max
30 августа 2012, 18:14

если бы всё было так как вы пишете, компания EMG бы давно разорилась :)

ответить
Нет фотографии
Keisyd
30 августа 2012, 18:14

Помогите, кто может советом!!!У меня семиструнная гитарка Schecter Demon-7, звучки активные Duncan Designed. Тонкие струны на дисторшене ловят вибрацию. Менял струны, опускал звучки. Помогло, но не сильно. Есть мысль, что это вибрация от Тремоло машинки. При выключенной гитаре, дергая струны слышно, как звук блуждает в корпусе гитары. Кто может пришлите письмецо на мыло: dimka-tda@mail.ru Заранее Благодарен...=)

ответить
Нет фотографии
Александр
30 августа 2012, 18:14

""Помогите, кто может советом!!!У меня семиструнная гитарка Schecter Demon-7, звучки активные Duncan Designed. Тонкие струны на дисторшене ловят вибрацию. Менял струны, опускал звучки. Помогло, но не сильно. Есть мысль, что это вибрация от Тремоло машинки. При выключенной гитаре, дергая струны слышно, как звук блуждает в корпусе гитары. Кто может пришлите письмецо на мыло: dimka-tda@mail.ru Заранее Благодарен…=)"" Привет) Сталкивался я с такой бедой... Решение оказалось простое) Прибегнем к методу который использует Стив Вай. Напихай туда салфеток или ваты) Мне помогло)

ответить
Максим, Москва
Максим, г. Москва
30 августа 2012, 18:14

лучше будет, но не всегда. например при близкой gsm антенне экранировка мало помогает :)

ответить
Нет фотографии
Павел
30 августа 2012, 18:14

использую исключительно пасивы ибо 1) теплый звук 2) нет гемороя с батарейками да и просто активы берут верхами что аш противно

ответить
Нет фотографии
Павел
30 августа 2012, 18:14

J.T. а ты видел не экранизированные гитары с достойными пасивами? я лично нет

ответить
1 2 3